Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Московский городской педагогический университет

 

Экономический факультет

 

 

 

 

Учебная программа

 

 

 

 

Дисциплина

«Теория управления»

 

 

 

для студентов специальности:      061000 – «Государственное и                     муниципальное управление»

форма обучения:                                                                    очная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Москва 2005
                                      
Учебная программа

 

 

 

по дисциплине

«Теория управления»

 

 

 

 

 

разработана на кафедре теории организации и систем управления

 

 

 

 

Автор – кандидат исторических наук, доцент Горелова С.И.

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждена на заседании кафедры теории организации и систем управления, протокол №     от                   200   г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

                                                Содержание 

 

I. Введение.

1.1. Цель курса.

1.2. Задачи курса

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

1.5. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности.

II. Распределение часов курса по темам

III. Краткое содержание тем курса

      Планы семинарских занятий

IV. Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы.

V.   Тесты для самоконтроля.

VI. Контрольные задания.

VII. Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ.

VIII. Рекомендуемая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение.

1.1. Цель курса

Программа дисциплины «Теория управления» составлена в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 061000 – «Менеджмент организации».

            Целью преподавания учебной дисциплины «Теория управления» является:

·        изучение концептуальных основ теории управления;

·        освоение основных понятий и категорий теории управления;

·        освоение принципов, методов и современных технологий эффективного управления.

 В процессе изучения курса студенты получают знания, умения и навыки, позволяющие планировать деятельность по стратегическому и оперативному управлению; руководству и координации деятельности коллектива; принимать верные управленческие решения.

                                      1.2. Задачи курса     

В процессе изучения дисциплины «Теория управления» ставятся следующие задачи:

¨     изучить основные категории, определения и понятия теории управления;

¨     познакомиться с основными концепциями управления;

¨     рассмотреть функции управления;

¨     усвоить организационные, правовые, кадровые, финансовые, технологические основы управления.

 

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Теория управления представляет собой прикладную научную дисциплину, в которой используются результаты исследований и разработок в других отраслях науки. Курс теории управления связан с рядом гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Развитие теории управления происходит в тесном взаимодействии с такими научными дисциплинами, как: философия, социология, теория организации, психология, менеджмент, управление персоналом и многих других. В то же время результаты научных исследований в области теории управления используют в таких дисциплинах как система государственного управления, муниципальный менеджмент, управление персоналом и др.

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения дисциплины «Теория управления»   студенты должны

- знать:

¨     основные понятия, категории и определения теории управления;

¨     основные теории и эволюцию концепций управления;

¨     основные теоретические работы в области теории управления;

¨     сущность и содержание управления;

¨     особенности управления в современных условиях;

¨     формы, методы и технологии решения управленческих проблем;

¨     сущность, специфику и функции государственного управления;

- уметь:

¨     самостоятельно анализировать  управленческие ситуации из жизни организаций, позволяющие наглядно показать ключевые концепции и продемонстрировать управленческие аспекты;

¨     применять полученные теоретические знания для разработки и принятия управленческих решений в конкретных организациях;

¨     разрабатывать систему управления организационной культурой для повышения эффективности деятельности организации;

¨     влиять на процесс коммуникации в организации;

¨     применять современные методики кадрового администрирования;

1.5. Требования к уровню освоения содержания курса.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом в курсе «Теории управления» изучаются:

·        сущность и содержание теории управления;

·        эволюция управленческой мысли;

·        новая управленческая парадигма;

·        теоретические основы менеджмента и его современное состояние;

·        цели и функции теории управления;

·        функциональное разделение управленческого труда;

·        внутренняя и внешняя среда в управлении;

·        организационные формы и структуры управления;

·        общенаучные методы теории управления;

·        методы управленческого воздействия;

·        методы решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента;

·        методология и организация процесса разработки управленческого решения;

·        целевая ориентация управленческих решений;

·        анализ альтернатив действий;

·        коммуникация в процессе управления;

·        управление как процесс;

·        решения в процессе управления;

·        модели и методы принятия решений;

·        ситуационный подход в процессе управления;

·        основы кадровой политики на предприятии;

·        активизация человеческого ресурса;

·        условия и факторы результативной работы менеджера;

·        культура и стиль;

·        государственная служба, управление и этика;

·        специфические требования к государственному аппарату и его работникам;

·        понятия, сущность и содержание эффективности менеджера;

·        затраты на управление;

·        управление нововведениями развитием теории управления;

·        системный подход;

·        исследование систем управления и их проектирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Распределение часов курса по темам.

Название темы

Лекции

Семинары

Всего

1

Сущность и содержание дисциплины «Теория управления».

2

2

4

2

Эволюция управленческой мысли. Новая управленческая парадигма.

4

4

8

3

Теоретические основы управления и его современное состояние.

6

4

10

4

Стратегическое управление.

4

4

8

5

Методология и организация процесса разработки управленческого решения.

6

4

10

6

Коммуникации в управлении.

2

2

4

7

Основы кадровой политики. Активизация человеческого ресурса.

4

4

8

8

Инновации в управлении.

4

4

8

9

Эффективность управления.

4

4

8

 

Итого:

36

32

68

 

 

                        

 

 

 

 

 

III. Краткое содержание тем курса

 

Тема 1. Сущность и содержание дисциплины «Теория управления».

Понятие и сущность теории управления. Объект и предмет изучения курса. Методология теории управления. Междисциплинарные связи. Цели и функции теории управления. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент». Практическая значимость теории управления в системе подготовки менеджеров.

 

Тема 2. Эволюция управленческой мысли. Новая управленческая парадигма.

Первые исторические подходы к проблеме управления. Управленческие революции. Предпосылки превращения управления в науку. Развитие зарубежной науки управления: школа научного управления, административная (классическая школа), школа человеческих отношений и поведенческих наук, количественная школа. Становление и развитие российской науки управления. Вклад известных российских ученых в развитие управленческой мысли. Особенности российской управленческой науки. Формирование новой парадигмы управления, и ее сущность. Понятие модели управления. Характеристика основных моделей управления.

 

Тема 3. Теоретические основы управления и его современное состояние.

Понятие и сущность управления. Особенности управленческого труда. Функции управления: их содержание и классификация. Прогнозирование и планирование в системе управления. Организация и координация как функция управления. Мотивация и стимулирование в управлении. Контроль как функция управления. Функциональное разделение управленческого труда. Основные элементы процесса управления. Понятие и виды систем. Применение системного подхода и системного анализа в управлении. Управление как система: управляемая и управляющая подсистема. Исследование и проектирование организационных структур управления. Формирование российской модели управления. Возможность использования зарубежного опыта (японская, американская, немецкая модели менеджмента).

 

Тема 4. Стратегическое управление.

Стратегическое планирование в управлении организацией. Этапы цикла стратегического планирования. Миссия и цели организации. Формирование «дерева целей». Системный подход в управлении. Открытые и закрытые системы. Анализ и оценка внутренней и внешней среды организации. СВОТ-анализ. Отличие стратегического управления от оперативного. Разработка управленческой стратегии. Методы стратегического управления. Анализ стратегических альтернатив. Реализация стратегии.

 

Тема 5. Методология и организация процесса разработки управленческого решений.

Понятие управленческого решения. Решение как выбор альтернативы и основной продукт управленческой деятельности. Комплексный характер сущности управленческого решения. Классификация управленческих решений. Однокритериальные и многокритериальные управленческие решения. Модели и методы разработки управленческих решений. Качество управленческих решений и эффективность управления. Особенности принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Контроль выполнения решения. Ответственность руководителя за принятые решения. Оценка эффективности управленческого решения.

 

Тема 6. Коммуникации в управлении.

Значение и сущность коммуникации в управлении. Виды коммуникаций. Коммуникационный процесс. Коммуникационные барьеры и способы их преодоления. Значение обратной связи. Каналы коммуникации. Типы коммуникативных структур. Коммуникации между организацией и внешней средой. Неформальные коммуникации.  Межличностные коммуникации. Коммуникационный менеджмент. Коммуникация в маркетинге.

 

Тема 7. Основы кадровой политики. Активизация человеческого ресурса. 

Понятие и основные аспекты кадровой политики. Типы кадровой политики. Основные элементы кадровой политики. Разработка кадровой политики. Кадровое планирование. Сущность принципов управления персоналом. Методы управления персоналом. Функции кадровых служб. Кадровый потенциал организации. Показатели эффективности управления персоналом. Способы повышения квалификации персонала. Концепция непрерывного образования. Управление профессиональной карьерой. Эффективность управления персоналом и ее взаимосвязь с эффективностью функционирования фирмы. Системы и методы отбора управленческого персонала. Анализ квалификации управленческого персонала. Планирование карьеры менеджера. Кадровый резерв.

 

Тема 8. Инновации в управлении.

Понятие инновации и нововведения. Нововведения как объект управления. Факторы, влияющие на инновационный         процесс. Принципы организации управленческих инноваций. Сопротивления изменениям в организации и методы их преодоления. Формы инновационной деятельности. Организация управления инновационной деятельностью. Типология нововведений. Ключевые понятия инновационного менеджмента. Инновационная стратегия развития организации. Государственное регулирование инновационной деятельности.

 

Тема 9. Эффективность управления.

Менеджеры как профессиональные управляющие. Типы руководителей. Лидерство в организации. Теории лидерства. Источники власти в организации. Культура, социальная ответственность и этика менеджера. Культура организации как фактор эффективности. Проблема управленческих кадров в современной России.

Понятие эффективного управления организацией: результативность, эффективность, производительность. Факторы, влияющие на успех организации.

 

 

 

 

 

IV. Планы семирнарских занятий.

 

          Тема 1. Сущность и содержание дисциплины «Теория управления».

          Вопросы для обсуждения:

1. Что является предметом науки управления?

2. Что может быть объектами и субъектами управления?

3. Чем «управление» отличается от «менеджмента»?

4. Каковы основные методы управления?

 

          Тема 2. Эволюция управленческой мысли. Новая управленческая парадигма.

          Вопросы для обсуждения:

1.     Зарождение управленческой мысли.

2.     Школа научного управления.

3.     Школа административного управления.

4.     Теория «человеческих отношений» и поведенческие науки.

5.     Школа науки управления или количественных методов.

6.     Процессный и ситуационный подходы.

7.     Развитие российской школы управления.

8.     Понятие управленческой парадигмы.

 

Тема 3. Теоретические основы управления и его современное состояние.

Вопросы для обсуждения:

1.     Понятие и сущность управления.

2.     Характеристика основных функций управления: планирование, организация, мотивация, контроль.

3.     Основные элементы процесса управления.

4.     Понятие организационной структуры управления.

5.     Особенности российской модели управления.

6.     Управление в условиях глобализации.

 

Тема 4. Стратегическое управление.

Вопросы для обсуждения:

1.     Что такое стратегия?

2.     Отличие миссии от цели организации.

3.     Охарактеризуйте этапы стратегического планирования.

4.     Как можно применять в управлении СВОТ-анализ?

5.     В чем выражается реализация стратегии?

 

Тема 5. Методология и организация процесса разработки управленческих решений.

Вопросы для обсуждения:

1.     Понятие и сущность управленческого решения.

2.     Классификация управленческих решений.

3.     Модели и методы разработки управленческих решений.

4.     Принятие решений в условиях риска.

5.     Оценка качества управленческого решения.

 

Тема 6. Коммуникации в управлении.

          Вопросы для обсуждения:

1.     Значение коммуникации в управлении.

2.     Модель коммуникационного процесса.

3.     Роль отправителя и получателя в процессе коммуникации.

4.     Особенности коммуникационного менеджмента.

5.     Суть маркетинговой коммуникации.

 

Тема 7. Основы кадровой политики. Активизация человеческого ресурса.

Вопросы для обсуждения:

1.     Понятие и типы кадровой политики.

2.     Сущность принципов управления персоналом.

3.     Функции кадровых служб.

4.     Способы повышения кадрового потенциала организации.

5.     Анализ эффективности системы управления персоналом.

 

Тема 8. Инновации в управлении.

          Вопросы для обсуждения:

1.     Сущность, этапы и направленность нововведений в организациях.

2.     Суть понятий «нововведение» и «инновация».

3.     Принципы организации управленческих инноваций.

4.     Методы государственного стимулирования инноваций.

 

Тема 9. Эффективность управления.

          Вопросы для обсуждения:

1.     Лидерство в организации.

2.     Источники власти в организации.

3.     Отличие менеджера и лидера.

4.     Понятие эффективного управления.

5.     Факторы, влияющие на успех организации.

 

1.      

 

VI. Тесты для самоконтроля.

1. Практика управления возникла:
а) вместе с объединением людей в организованные группы, например, племена
б) в XX веке, в ходе индустриализации промышленности
в) вместе с созданием Ф. Тейлором Школы управления
г) вместе с возникновением системного подхода

2. Универсальные принципы управления, применяемые к любому его объекту разработала школа:
а) научного управления (рационалистическая)
б) классическая (административная)
в) психологии и человеческих отношений
г) науки управления (количественная)

3. Продуктом труда менеджера является
а) информация
б) решение
в) полномочия
г) власть

4. Общие функции менеджмента
а) управление
б) планирование
в) организация
г) координация
д) мотивация
е) контроль

5. Специфические функции менеджмента
а) снабжение предприятия ресурсами
б) сбыт продукции
в) мотивация и контроль
г) планирование, организация, координация

6. Разделение труда менеджеров по функциям соответствует ... виду.
а) структурному
б) технологическому
в) горизонтальному
г) профессионально - квалификационному

7. Исследования неформальных групп было начато
а) Файолем
б) Тейлором
в) Мейо
г) Эмерсоном

8. Неформальные группы возникают
а) в результате реорганизации
б) при создание новой структуры
в) спонтанно
г) по воле руководства

9. Власть, при которой подчиненный верит, что руководитель имеет возможность удовлетворить его насущную потребность
а) законная
б) экспертная
в) основанная на вознаграждении
г) эталонная

10. Возможность влиять на поведение других - это ... .

11. Наилучшая форма преодоления конфликта через стратегию -
а) приспособление
б) компромисса
в) игнорирования
г) окончательного разрешения

12. Событие или обстоятельство, представляющие собой вторую фазу конфликта и являющееся поводом к столкновению сторон - это ...

13. Предметом труда менеджера является
а) решение
б) обязательство
в) власть
г) информация


14. Уровень управления, на котором менеджеры несут ответственность за достижение тактических целей
а) высший
б) средний
в) низший
г) рядовые сотрудники

15. Производственный процесс является объектом изучения школы ... .
а) научного управления
б) классической
в) психологии и человеческих отношений
г) науки управления (количественной)


16. Особенности принятия решений при коллегиальном руководстве - ... .
а) стратегические решения принимаются на высшем уровне управления, в малой степени осуществляется делегирование полномочий вниз
б) стратегические решения принимаются на высшем уровне управления
в) стратегические решения принимаются на высшем уровне управления, в высокой степени осуществляется делегирование полномочий вниз
г) решения принимаются на всех уровнях, обсуждаются в коллективе по группам с привлечением других групп

17. ... теории мотивации основаны на изучении внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать так, а не иначе

18. Поводом для возникновения школы психологии и человеческих отношений явился ... эксперимент

19. К гибким можно отнести виды оргструктур
а) линейно-функциональная
б) линейно-штабная
в) дивизиональная
г) матричная
д) проектная

20. Кадровая политика бывает
а) открытая
б) закрытая
в) смешанная
г) временная


 

VII. Контрольные задания

 

Вариант 1

1.     Хоторнские исследования. Формирование доктрины человеческих отношений.

2.     Основные различия между американской и японской системами управления организацией.

 

Вариант 2

1.     Сущность, содержание и механизм мотивации.

2.     Эволюция моделей управления. Формирование Российской модели управления.

 

Вариант 3

1.     Содержательные теории мотивации и возможности их практического применения.

2.     Методы управления конфликтным поведением в организации.

 

Вариант 4

1.     Процессуальные теории мотивации и возможности их практического применения.

2.     Системный подход в управлении.

 

Вариант 5

1.     Управленческое решение как основной продукт управленческой деятельности руководителя.

2.     Современные кадровые технологии в управлении.

 

Вариант 6

1.     Информация и коммуникации как категории управления.

2. Культура организации как фактор эффективности.

 

Вариант 7

1.     Управление конфликтом как функция управления.

2.     Роль управления качеством в системе управления.

 

Вариант 8

1.     Использование информационных технологий в управлении.

2.     Мотивация как функция управления.

 

 

Вариант 9

1.     Необходимость изменений в организации. Преодоление сопротивления нововведениям.

2.     Сущность системного подхода в управлении.

 

Вариант 10

1.     Проблемы управления инновационной политикой в современных условиях.

2.     Проблемы управления в условиях глобализации.

 

VII. Примерный перечень тем  курсовых работ.

 

1.     Современное состояние науки управления.

2.     Управление как форма общественной практики людей.

3.     Управление как наука, политика и искусство.

4.     Особенности управления на современном этапе развития общества.

5.     Организационные структуры управления: понятие, признаки, факторы, влияющие на их выбор, достоинства и недостатки.

6.     Гендерный аспект управления.

7.     Системный и кибернетический подход в управлении.

8.     Синергетический подход в управлении.

9.     Управление организацией в условиях глобализации.

10. Применение «японской модели» в условиях современной российской экономики.

11. Корпоративная культура как основа управления организацией.

12.  Тайм-менеджмент – искусство планирования и управления рабочим временем руководителя.

13. Развитие организационной этики в организации.

14. Персональное развитие в организации: аспекты карьеры работника.

15.  Персональное развитие в организации: управление знаниями.

16. Мотивация и результативность организации.

17. Проектирование коммуникационных систем в организации.

18. Место и роль организационного конфликта в управлении организацией.

19.  Управление конфликтом как функция руководства.

20.  Структурные методы управления организационными конфликтами.

21.  Способы управления стрессом на уровне личности и на уровне организации.

22.  Формирование и развитие у сотрудников культуры делового общения.

23.  Формирование имиджа организации.

24.  Цель как элемент управленческих решений.

25.  Психологические аспекты принятия управленческих решений.

26.  Подготовка и принятие управленческих решений, как функция управления.

27.  Мотивация как функция управления.

28.  Классические теории мотивации: возможности практического применения.

29.  Эволюция управленческой мысли.

30.  Школа научного управления.

31.  Административная (классическая) школа управления.

32.  Роль «доктрины человеческих отношений» в развитии современной практики управления.

33.  Вклад российских ученых в теорию и практику управления.

34.  А.А.Богданов и его вклад в науку управления.

35.  Особенности американской модели управления и возможность ее использования в России.

36.  Японская модель управления: возможности и проблемы ее использования в России.

37.  Анализ внутренней среды организации.

38.  Анализ внешней среды организации как открытой системы.

39.  Значение коммуникации в управлении.

40.  Коммуникации в управлении: проблемы повышения качества.

41.  Миссия и цели организации: проблема формирования и согласования.

42.  Особенности и содержание управленческого труда.

43.  Портрет современного руководителя: управленческие характеристики.

44.  Персонал организации как объект управления.

45.  Зарубежный опыт подготовки руководителей и возможности его использования в России.

46.  Особенности управления в государственной службе.

47.  Применение информационных технологий в управлении.

48.  Обучающаяся организация: основные принципы построения и деятельности.

49.  Проблемы и возможности активизации человеческих ресурсов.

  

 

 

VIII. Рекомендуемая литература

Основная

1.     Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2004.

2.     Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарики, 2002.

3.     Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М,

     2001.

4.   Мухин В.И. Основы теории управления. – М.: Экзамен, 2002. 

 

Дополнительная

 

1.           Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. М.. 1989.

2.           Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарики, 2002.

3.           Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Менеджмент: теории управления организациями. М.: Гардарики, 2003.

4.           Гибсон Дж, Иванцевич Д.М., Доннели Д.Х. Организации: поведение, структуры, процессы. М., 2000.

5.           Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для ВУЗов. – М.: Юнити-Дана, 2002.

6.           Граждан В.Д. Теория управления. М.: Гардарики, 2005.

7.           Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. М.: Вершина, 2004.

8.           Дафт Р. Организации. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

9.           Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов. М.: Изд. Группа Норма-Инфра,1999.

10.      Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000.

11.      Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2002.

12.      Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: Инфра – М, 2002.

13.      Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. М.: Юнити-Дана, 2005.

14.      Управление персоналом / Под общ. Ред.А.И.Турчинова. – М.: РАГС, 2002.

15.      Уколов В.Ф., Масс А.М., Быстряков И.К. Теория управления. М.: Экономика, 2004.

 

Интернет-ресурсы

1.           www.circle.ru

2.           www.avtopilot.ru

3.           www.sostav.ru

4.           www.pressclub.ru

5.           www.marcus.spb.ru

 

 

 

Hosted by uCoz