Основные фазы и этапы организационного инжиниринга /12/
Фазы |
Этапы |
Содержание этапа |
Методы,
инструменты, действия |
1 |
2 |
3 |
4 |
1
Диагностика |
1.1 Описание текущего состояния оргмодели
(«как есть») |
1.1.1 Комплексный функциональный и
информационный анализ организации: взаимодействие с внешним окружением; качественные и количественные показатели
оценки результативности деятельности; состав, качество и степень выполнения
функций, и бизнес- процессов; материальные, финансовые, информационные
потоки; структура организации (организационная,
юридическая, финансовая и т.д.); существующие и необходимые ресурсы. |
SWOT- и
STEEP-анализ. Построение и анализ функционально-структурной и информационной
модели существующей организации бизнес-процессов (SADT- модели). Инструментарий BPR. Проведение ФСА для
выявления зон дисбаланса «функция – стоимость», выделение центров затрат и
т.д. Динамический анализ загрузки и распределения
ресурсов и др. Методы активизации творчества («мозговой
штурм» и т.д.) Совещания рабочих групп с привлечением
внешних консультантов («фасилитаторов»). |
1.1.2 Выявление и систематизация симптомов
проблем |
|||
1.1.3 Формулирование текущих проблем
функционирования организации |
|||
1.2 Определение целей и ограничений изменения
организационной модели |
1.2.1 Определение иерархии и приоритетности
целей реорганизации (желаемого состояния модели). 1.2.2 Выработка ограничений для достижения
каждой цели: установка временных и ресурсных ограничений (кадровых,
финансовых, материальных и т.д.) |
Построение дерева целей. Определение приоритетов
в целеполагании. Экспертные методы оценки. |
1 |
2 |
3 |
4 |
2.
Проектирование |
2.1 Разработка вариантов оргмодели («как
должно быть») |
2.1.1 Разработка функционально- структурных
и информационных моделей рациональной организации бизнес-процессов. 2.1.2 Проектирование различных вариантов
оргструктуры и соответствующих систем менеджмента. |
SADT- моделирование. Инструментарий BPR. Сравнение с успешным
опытом других организаций. |
2.2 Моделирование вариантов |
2.2.1 Моделирование различных вариантов
организационной модели («что, если …») по всем ее компонентам. 2.2.2 Прогнозирование реакции персонала в
случае реализации каждого варианта. |
Динамическое моделирование распределения
ресурсов. Моделирование экономических финансовых параметров. Проведение ФСА. |
|
2.3. оценка и выбор вариантов по заданным
критериям |
2.3.1 Оценка и выбор вариантов с помощью
согласованного набора критериев и ограничений |
Многокритериальные экспертные методы оценки.
Построение «профиля» каждого варианта огрмодели. |
|
2.4 Разработка и выбор стратегии реализации
варианта |
2.4.1 анализ факторов внешней и внутренней
среды организации, влияющих на разработку и выбор стратегии реализации изменения: временные рамки; имеющиеся ресурсы; позиции инициаторов изменения; степень сопротивления и лояльности персонала
и т.д. |
Модель «стратегического континуума» Коттера
и Шлезингера. Модель «анализ поля сил» К. Левина. |
|
|
3.1 осуществление реорганизации и развивающих
мероприятия |
3.1.1 привлечение необходимых ресурсов. 3.1.2 Обеспечение вовлеченности персонала в
процесс. |
Распределение полномочий и ответственности.
Обеспечение эффективных |
1 |
2 |
3 |
4 |
3.
Реализация |
|
3.1.3 Координация действий участников
процесса |
коммуникаций. Наставничество и индивидуальные консультации. Анализ роли и планирование карьеры. Процессное
консультирование и мероприятия по построению команды. |
|
|
|
|
3.2 Контроль, оценка результатов и закрепление
изменений |
3.2.1 Анализ фактических и ожидаемых
значений критериев достижения целей. 3.2.1 Выявление причин рассогласований и
выработка корректирующих мероприятий. |
Совещания рабочих групп с привлечением
внешних консультантов. Контроль «план-факт». Обследование или аудит культуры. Интервью с отдельными лицами или
фокус-группами. |