Материал к семинару-тренингу №1
«Стратегия фирмы»
«Вхождение фирмы «Макдоналдс» на
советский рынок»
(Разбор конкретной ситуации)
Всемирно известная
система ресторанов быстрого обслуживания «Макдоналдс» пришла на советский рынок
в результате длительных переговоров. Потребовалось 12 лет, чтобы идея открытия
в СССР ресторанов этой системы нашла юридическое закрепление. Переговоры об
открытии в Москве к Олимпийским играм
Совместное предприятие
«Москва—Макдоналдс» было зарегистрировано Министерством финансов СССР 15
декабря
Официальное открытие
первого ресторана в Москве состоялось 31 января
Одним из
основополагающих принципов деятельности ресторанов «Макдоналдс» является
обеспечение единого уровня обслуживания клиентов во всех уголках мира.
Соответствие продукции единому для всей системы стандарту качества, высокая
культура обслуживания, чистота и доступность являются конкретными формами воплощения
этого принципа, отличительными характеристиками, создающими во всем мире
повышенную привлекательность ресторанов быстрого обслуживания «Макдоналдс».
Обычно задолго до
открытия ресторана фирма «Макдоналдс» досконально изучает местные ресурсы,
поставщиков, а также все то, что может повлиять на качество предлагаемых
посетителям блюд и напитков. Только убедившись, что должное качество
ресторанных блюд может быть обеспечено, фирма «Макдоналдс» приступает к
обслуживанию клиентов. При этом особо важную роль играет качество исходных
продуктов. Приступив к реализации проекта в Москве, фирма «Макдоналдс»
вынуждена была завезти в Россию из Голландии картофель сорта «Рассет Бэрбанкс», который
наилучшим образом подходит для приготовления фирменного блюда: жареного в
масле картофеля. Именно этот сорт картофеля было предложено выращивать
поставщикам.
Однако качество
исходных продуктов не было основной преградой на пути к приготовлению
традиционных блюд ресторанов «Макдоналдс». Важно было обеспечить ресторан
качественными и своевременно поступающими в необходимом количестве полуфабрикатами.
Для этого «Макдоналдс» отступил от своей традиции (иметь в системе только
рестораны) и пошел на строительство перерабатывающе-распределительного
комплекса (ПРК), предназначенного для снабжения ресторанов полуфабрикатами.
Получив в декабре
Во всем мире рестораны
сети «Макдоналдс» по причине специфичности меню (сандвичи с котлетой -- гамбургером, салатом и сыром и жареные в масле ломтики
картофеля), невысокой цены и особой молодежной атмосферы (дизайн помещения,
шумные улыбчивые кассиры — буфетчики) пользуются популярностью в основном у
детей и молодежи. Конечно, в рестораны «Макдоналдс» заходят и взрослые люди. Но
скорее те, кто хотел бы быстро или не дорого перекусить. Посещение же первого
ресторана «Макдоналдс» в Москве для основной массы клиентов имело совершенно
другой смысл.
Одним из особенных для
того времени решений руководства СП «Москва—Макдоналдс» было то, что
обслуживание в ресторане велось не на валюту, а на советские рубли. Это делало
доступным для каждого советского гражданина посещение ресторана «Макдоналдс».
Поэтому, хотя цены в ресторане и были достаточно высокими, москвичи и многие
приезжие стремились посетить этот ресторан хотя бы один раз, чтобы за
российские рубли вкусить чуть-чуть от западной жизни. Посещение ресторана само
по себе имело для многих больший смысл, чем утоление голода с помощью «биг-маков» и «чизбургеров».
Клиентам ресторана
«Макдоналдс» на Пушкинской площади нравилось в нем все: вкусные еда и напитки,
красивый интерьер ресторана и удивительная чистота даже во время слякотной
зимней непогоды. Особое впечатление на посетителей производили доброжелательность
и энергичность работы персонала ресторана, столь контрастировавшее с
поведением работников советского общепита, да и всего, как любили тогда
говорить, «ненавязчивого советского сервиса».
Вопросы формирования
кадров СП «Москва—Макдоналдс», их подбора, общения и воспитания, а также
формирования в коллективе «макдоналдсовской»
атмосферы, «макдоналдсовского» духа с самого начала
работы находились в центре внимания руководства СП, рассматривались им в
качестве основы успеха начинаемого в Москве бизнеса.
Импортное
производственное оборудование, привезенные для выращивания в СССР западные
сорта картофеля, современная технология контроля соответствия полуфабрикатов
установленным стандартам качества — все это могло гарантировать качество изготавливаемой
и предлагаемой клиентам продукции. Однако качество обслуживания принципиально
зависело от работы персонала: менеджеров и «крушников»
(так называют на фирме тех, кто непосредственно обслуживает клиентов, тех, кто
работает в зале ресторана, создавая своим трудом столь понравившуюся
посетителям атмосферу).
Формирование кадрового
состава в соответствии с содержанием, объемом и интенсивностью труда, а также
организационной культуры, адекватной философии внутрифирменных отношений,
существующих в системе «Макдоналдс», потребовали от руководства СП проведения
ряда специальных мероприятий.
Система подбора кадров
в СП «Москва—Макдоналдс» базировалась на жестком следовании принципу
конкурентного отбора из большого числа претендентов. Это отличалось от
существовавшей в большинстве СП практики найма на работу по протекции либо из
числа сотрудников советской организации — партнера по СП. Для того чтобы
реализовать принцип конкурсного отбора на практике, фирма дала объявление в
московских газетах о том, что приступает к найму сотрудников.
К осени
Условием допуска к
участию в конкурсе на начальной стадии отбора претендентов было следующее:
претендент должен был иметь телефон, чтобы с ним можно было легко связаться; он
должен был жить в получасе езды до ресторана. Этому критерию удовлетворяли 5
тыс. претендентов. С каждым из них было проведено собеседование. Два помощника
менеджера проинтервьюировали всех и приняли решение о том, кто проходит на
следующую ступень отбора. С прошедшими кандидатами затем беседовали канадские
менеджеры.
Следуя практике,
широко используемой в американских ресторанах, СП «Москва—Макдоналдс» решило и
в Москве принять в члены команды молодых людей. Однако,
если при найме молодежи в США в основном исходят из экономической причины («крушники» сначала получают чуть больше минимальной
заработной платы), то в СССР важно было нанять людей, не имевших опыта работы.
Идея заключалась в том, что легче привить навыки и стандарты работы,
существующие в системе «Макдоналдс», тем, кто не знает
как работать, чем отучать от приобретенных ранее неприемлемых навыков работы.
В основной массе
принятые на работу молодые люди были в возрасте от 18 до 27 лет. Для
большинства из них это была первая работа. Сначала 40% работников были приняты
на полный рабочий день. К марту
В подходе к управлению
персоналом СП «Москва—Макдоналдс» использовало ту же философию, какая
используется в системе «Макдоналдс» во всем мире. В частности, это принципы:
«Макдоналдс» — одна большая семья» и «Макдоналдс» заботится о жизни своих сотрудников
во время и вне работы». Молодые люди с удовольствием носили форму «Макдоналдс»,
они гордились этим. Им нравилось независимо от занимаемой должности называть
друг друга по имени, носить на груди табличку с именем, разговаривать с
посетителями с улыбкой, как бы играя роль в театре. Ничего подобного в
советском менеджменте не существовало. Такая уникальность укрепляла чувство
особенности и исключительности, что оказывало положительное воздействие на
отношение сотрудников к работе. Большое мотивирующее воздействие на
сотрудников оказывали регулярно проводимые программ, связанные с особыми
поворотными моментами и достижениями работников, а также проводимые каждые три
месяца встречи членов команды и менеджеров.
Существенным мотиватором являлись ежемесячные «социальные» мероприятия,
такие как речные прогулки по Москве-реке, спортивные соревнования, посещения
зрелищных программ. Немаловажно, что все это оплачивалось совместным
предприятием.
Большую роль в
мотивировании работников играла система компенсаций. Заработная плата в СП
была существенно выше, чем средняя заработная плата в СССР. Когда ресторан
впервые открылся, члены команды («крушники») получали
2 руб. в час. Это позволяло молодым людям зарабатывать в два с половиной раза
больше, чем средняя заработная плата по стране. Существенно более высокую
заработную плату, чем в среднем по стране, получали и администрация, и
сотрудники перерабатывающего завода. Последние получали более высокую
заработную плату, чем на других подобных советских фабриках, хотя их заработная
плата и была ниже, чем у работников ресторана. Кроме того, они работали в
привлекательных условиях. Завод был построен в пригороде Москвы, где многие
люди до этого не имели постоянной работы и должны были ездить в другие районы
на работу. Поэтому они были рады получить постоянную работу рядом с домом.
Другим важным моментом
системы компенсаций было бесплатное медицинское обслуживание в качественных
частных больницах и клиниках, бесплатные путевки в санатории, на море,
бесплатная еда во время работы. «Макдоналдс» также предоставил работникам (за
их счет) возможность получения гастрономических заказов. В то же время фирма
жестко придерживалась политики увольнения работников, которые совершили на
работе кражу.
Чтобы побудить
сотрудников к хорошей работе, «Макдоналдс» использует конкуренцию и
соревнование. Группы соревнуются за призы. Соревнования организуются на уровне
ресторана, региона, страны и между странами.
Большое внимание в
работе с персоналом уделяется обучению кадров. СП «Москва—Макдоналдс» с самого
начала применяло те же методы обучения, которые использует фирма во всем мире.
Были отобраны двадцать восемь менеджеров, которые прошли обучение в течение 3—8
месяцев в Торонто. В
Кроме того, менеджеры
провели дополнительно две недели в Мировом центре обучения фирмы «Макдоналдс» -
Университете Гамбургер в Оакбруке (Иллинойс, США).
Там вместе с 235 другими менеджерами из разных стран они прослушали курс высшей
ресторанной деятельности.
Все члены рабочих групп («крушники») прошли стандартную 60-часовую программу обучения
в компании.
Первое, что делают на
фирме новые работники, это просматривают видеозапись, объясняющую, применение
каких навыков и какого
отношения к работе ожидает от них компания. Работники знакомятся с основами
внешнего вида персонала. Они учатся важности дисциплины и ответственности. При этом их учат тому, что они должны проявлять инициативу: когда
их коллега нуждается в помощи, они не должны колебаться в ее оказании, даже
если это не их прямая задача. Члены команды также изучают основы
отношений с клиентом: быть перед кассой до того, как клиент подойдет к ней,
смотреть клиенту в глаза, приветствовать клиента улыбкой и предлагать
дополнительные предметы для покупки.
Фундаментальным
аспектом философии управления персоналом в «Макдоналдс» является привитие
работникам чувства гордости за хорошее выполнение работы и признание их
достижений. Фирма имеет развитые процедуры для оценки и награждения членов
команды. В основе политики компании в отношении дисциплины скорее лежит
обучение и исправление, чем наказание. Работники получают инструкции по тому,
как выполнять задания, которые они делают не так, как положено. Плохая работа
редко является поводом для увольнения. Такая мера используется в качестве последнего
средства и приберегается для таких серьезных нарушений, как грубость по
отношению к клиенту или воровство.
В СП
«Москва—Макдоналдс» придерживаются политики продвижения кадров «изнутри».
Фирма рассматривает продвижение в карьере как способ мотивации работников. За
первый год деятельности больше 30 членов команды были выдвинуты на должность
менеджера.
Осознавая свою
социальную ответственность и стараясь способствовать развитию общества,
«Макдоналдс» уделяет огромное внимание вопросам формирования и поддержания
имиджа фирмы. С момента открытия первого ресторана в
(Конкретная ситуация приведена
из книги: Виханский
О.С., Наумов А.И.
Практикум по курсу «Менеджмент», Под. Ред.
А.И.Наумова. М., Экономистъ, 2004,
с.127-134).
Вопросы к тренингу:
1. Каковы основные особенности вхождения фирмы
«Макдоналдс» на советский рынок?
2. Какие факторы обусловили
стратегию вхождения фирмы «Макдоналдс» на советский рынок?
3. Какие особенности
вхождения фирмы «Макдоналдс» на советский рынок проявились в продукте СП
«Москва—Макдоналдс»?
4. Как на этапе начала деятельности
на советском рынке в СП «Москва—Макдоналдс» решались вопросы кадров?
5. Почему вопросам создания и поддержания имиджа
уделяется такое большое внимание в фирме «Макдоналдс»?
Чтобы ответить на эти
вопросы, проведите исследование внешней среды СП «Москва—Макдоналдс» с помощью STEP-анализа и исследование внутренней среды с помощью SWOT-анализа.