Барон Н.Н. Врангель
ХРАНИТЕЛЬ «ЭРМИТАЖА»
Вместо предисловия
Июнь 1915-го. Идет мировая война. Война гражданская, с ее
незамысловатой песней о “черном бароне”, еще впереди. Будущий белый генерал
барон П.Н.Врангель получает известие о смерти в военном госпитале младшего
брата Николая...
Годом позже в Петрограде был издан “Венок Врангелю” - воспоминания
друзей Николая Николаевича, устроителя художественных выставок, талантливого
историка искусства и блестящего литератора. В книге были опубликованы
воспоминания князя С.Волконского, П.Вейнера, В.Верещагина. А.Бенуа, близко
знавший барона, писал: ”Возможно, что будущие поколения будут говорить о
какой-то эпохе Врангеля, подразумевая под этим как ...его личную деятельность,
так и то, что возникло вокруг него, непосредственно до него и непосредственно
после него”
Имя Н.Врангеля - колоритнейшего персонажа культурной жизни России
начала ХХ в. - сохранилось в переписке, дневниках и воспоминаниях
современников: А.Блока и Г.Иванова, М.Добужинского и М.Волошина, С.Маковского и
И.Грабаря, К.Сомова и А.Ремизова и др. Но, похоже, тень знаменитого брата легла
на наследие барона Николая Николаевича Врангеля. В советские годы о нем
предпочитали не вспоминать. Годы эти, слава Богу, миновали; пора извлечь из
забвения имя одного из тех, кто в начале столетия участвовал в созидании
отечественной культуры.
Герб рода Врангелей
Барон
Николай Николаевич Врангель родился 2 июля
Глава
семьи Николай Егорович Врангель возглавлял страховое общество “Эквитэбль”,
занимался и общественной деятельностью -
гласный городской Думы, член Правления Общества спасания на водах,
председатель Южно-Русского Общества любителей правильной охоты... С не меньшим
азартом и настойчивостью Врангель-отец охотился и “за стариной” - приобретал
картины и миниатюры, коллекционировал редкие ковры, фарфор, старинную мебель,
собирал книги.
Воспитанием
детей (в
Не
менее занимательна и родословная матери Николая Егоровича - баронессы Дарьи
Александровны (рожденной Рауш фон Траубенберг). Со слов старших родственников,
Николай Егорович рассказывал сыновьям (впоследствии писал в мемуарах): “одна из
моих бабок - темнокожая дочь генерал-аншефа Петра Ганнибалова, сына “арапа
Петра Великого” и прадеда Пушкина - была православная, то и мы, ея потомки,
были крещены в православной вере и совершенно обрусели”. Здесь, однако, в
воспоминаниях барона, написанных в эмиграции в основном по памяти, а изданных
спустя год после смерти автора, допущена неточность (или, скорее всего,
опечатка?).
В
действительности, барон Н.Е.Врангель был правнуком младшей дочери крестника
Петра I - Cофьи Абрамовны, вышедшей в 1781 году замуж за А.К.Роткирха. Между
прочим, А.Роткирх написал в 80-е годы, по просьбе П.А.Ганнибала, так называемую
“Немецкую биографию” своего знаменитого тестя. Подлинник остался у наследников
автора, которые с конца XVIII века обосновались в Ямбургском уезде на землях
пожалованных зятю “арапа” в царствование Павла I. А.Пушкин изучал
ганнибаловскую ветвь своей родословной по копии, долгое время хранившейся в
псковском имении П.А.Ганнибала.
В
письмах Ольги Сергеевны, сестры поэта, мелькают фамилии ингерманландских тетушек и кузин - Шемиоты,
Бистромы, Траубенберги, Врангели... Вполне естественно, что и А.С.Пушкину были
известны (а может быть и знакомы) родственники по линии Роткирхов. Во всяком
случае изучение сохранившегося в черновиках пушкинского наброска “В 179* году возвращался я...” подвело
Н.К.Телетову к выводу о том, что “Пушкин знал о своем родстве с Траубенбергами”
и “несомненно использовал” семейные реминисценции в своем незаконченном
творении.
Между
тем, А.С.Пушкин был “прописан” и в родословной Марии Дмитриевны.
С.Д.Полторацкий, с 1821 года собиравший рукописи Александра Сергеевича, не единожды встречался с поэтом. Среди
раритетов авчуринского архива - рукопись
оды “Вольность”, стихотворение “Кинжал”(с
правкой А.Пушкина), экземпляр первого издания “Полтавы” (СПб., 1829) с надписью
на шмуцтитуле:”Полторацкому от Пушкина. 2 апр.
На
лето семья Врангелей уезжало из Ростова в деревню. “..Мальчиков я стал брать на
охоту, когда им не было еще десяти лет, - вспоминал экс-председатель Правления
Южно-Русского Общества любителей правильной охоты, - и вскоре оказалось - в мое
посрамление. Охотник я был страстный и пулей в крупного в крупного зверя
попадал недурно, но, увы, по перу то и дело пуделял. Стрелять в лет от излишней
горячности я никогда хорошо не научился, и мальчики, к их великой гордости и
моему конфузу, вскоре меня заткнули за пояс, особенно
Петр..”.
Весело отмечались детские именины - под
руководством Марии Дмитриевны устраивались театральные представления,
сопровождавшиеся фейерверками и угощением деревенских ребят. Врангель-отец,
почетный мировой судья Ростовского округа,
принимал крестьян, приходивших к
нему за советами, и решал третейским
судом их тяжбы. “К жене обращались за
медицинской помощью, - читаем далее в мемуарах барона, - предпочитая, как все
русские простолюдины, лечиться у барыни, чем у заправских докторов”.
В
1892 году, вслед за Петром, поступил в реальное училище и Николай, который, по
собственному шутливому признанию, “с детства дурным поведением страшил
гувернеров и учителей”. И все же
наибольшее беспокойство у Марии Дмитриевны вызывал младший - Всеволод, не отличавшийся крепким
здоровьем. Барон Н.Е.Врангель вспоминал, что “однажды, когда ему было около
двух лет, и он с матерью и няней гулял на улице, к ним подошел известный всем в
городе Ростове дурачок “юродивый” и погладил малютку по головке.
”-
Не нудь его, не неволь, - сказал он жене, - проживет только девять лет”. -
Словам идиота придавать значение, конечно, глупо. Но глупо или нет, они
болезненно отозвались в душе. Особенно на мать они произвели неизгладимое
впечатление”. В марте 1895 года юродивый вновь появился... На кладбище, у
могилы Всеволода.
Через
два года семейство Врангелей переехало на жительство в Петербург. Барон Николай
Егорович - не без помощи своего давнего знакомого С.Ю.Витте - довольно быстро
вписался в финансовые круги северной столицы. Министр финансов свел русского
барона с прусским подданным директором Петербургского Международного
коммерческого банка А.Ю.Ротштейном. Праправнук Ганнибала, имевший опыт
управленческой деятельности и обладавший необходимыми средствами, в качестве
доверенного лица вошел в состав ряда акционерных обществ, оказавшихся в сфере
интересов ведущего столичного банка. В
руководящих органах некоторых из них - Биби-Эйбатское нефтяное общество,
Амгунская золотопромышленная компания, Товарищество спиртоочистительных
заводов, акционерное общество “Сименс-Гальске” - он оставался до 1918 года.
Старший
сын Петр поступил в Горный институт императрицы Екатерины II, а Николай
продолжил учебу в IV Петербургском реальном училище. Уже тогда он
заинтересовался историей и литературой и, по свидетельству П.П.Вейнера, “стал
близко приглядываться к искусству”. В родительском доме - старинная мебель.
Прекрасное собрание портретной миниатюры. Среди живописных полотен отцовской
коллекции - “Распятие” немецкой школы XV в., “Триптих” школы Мемлинга, “Мужской
портрет” Тинторетто, картины Ф.Рокотова (“И.Л.Голенищев-Кутузов”, “Обнаженная
девочка”), портреты “спутников Пушкина” - Г.Р.Державина (раб.Тончи),
К.Н.Батюшкова (раб.О.Кипренского), копия портрета И.А.Ганнибала
(раб.Д.Левицкого), портрет А.И.Труабенберга. Дед Николая Егоровича, к слову,
приходился внуком генерал-майору М.М.Траубенбергу, погибшему в январе
Хорошо
были известны Врангелям и портреты Н.Н.Пушкиной-Ланской (раб.В.Гау и
т.н.”макаровский”), а также вещи А.С.Пушкина (нпр., жестяная настольная
масляная лампа), хранившиеся у А.П.Араповой (рожденной Ланской). Старшая дочь
Натальи Николаевны от второго брака была дружна с семьей Николая Егоровича, а
также с его сестрой Д.Е.Обуховой (последняя, как и А.П.Арапова, владела
земельной собственностью в Пензенской губернии).
Между
тем, закончить училище Николаю не удалось - для поправления здоровья (после
воспаления легких) он был увезен в конце 90-х годов в Западную Европу.
Пребывание
за границей - церкви, музеи, дворцы, галереи - много способствовало
художественному развитию юноши. В Дрездене немало интересного можно было узнать
и от дяди - чрезвычайного посланника и полномочного министра барона А.Е.Врангеля. Он рассказывал о
декабристах П.Свистунове, П.Бобрищеве-Пушкине, И.Анненкове, Ф.Вольфе, И.Пущине,
а также о М.Бакунине, с которыми в 50-х гг.
познакомился в Сибири. Но, пожалуй, все же чаще Александр Егорович
вспоминал о Ф.М.Достоевском, с которым близко сошелся во время своей службы
семипалатинским прокурором.
Последние
годы ХIХ в. барон Николай Врангель жил в Италии. В
...И странно мне, что
повесть давних лет
Мне смутным эхом сердце
взволновала.
Что это - правда жил я
или нет
В дней Александровых
прекрасное начало?
В
Александр
Бенуа, консультировавший устроителя выставки, стал бывать у Врангелей. Семейный
портрет - “кое-какие традиции либерализма в духе 50-60-х годов” - в
воспоминаниях уточняется: “Военного
Врангеля (Петра- А.М.) я у Коки ни разу не встретил, и Кока никогда о нем не
говорил... Матушку же Коки я встретил всего два раза и очень жалею, так как уже
тогда ходил слух, вполне затем подтвердившийся, что именно она была настоящей
духовной воспитательницей своих сыновей”.
Более
детально мэтр мирискусников прописал портрет Врангеля-отца: “это был высокого
роста господин с крупными чертами лица, с едва начинавшей седеть бородой,
недостаточно скрывавшей его некрасивый рот. Мясистые губы его сразу же
бросались в глаза своим сероватым цветом и сразу выдавали арабское или
негритянское происхождение”. “Африканский след” запечатлен в мемуарном эскизе,
посвященном Врангелю-сыну:“что-то арабское было и в Коке, и не только смуглости
лица и в каком-то своеобразном блеске глаз, но и в сложении, во всей его
повадке, в его чрезвычайной живости и подвижности, в чем-то жгучем и бурном,
что сразу проявлялось, как только он чем-либо заинтересовывался”.
В
Годом
позже, Н.Врангель подготовил каталог выставки “Старый Петербург”, устроенной
князем С.А.Щербатовым и В.В. фон Мекком.
В
Многие
последующие художественные выставки: “Таврическая выставка портретов” (1905),
“Старые годы” (1908), “А.Г.Венецианов в частных собраниях” (1911),
“О.А.Кипренский в частных собраниях” (1911-1912), “Ломоносов и Елизаветинское время”
(1912), “Сто лет французской живописи” (1912), “Памяти
П.П.Семенова-Тян-Шанского” (1914) - не обошлись без деятельного участия барона
Н.Н.Врангеля, который на многих состоял генеральным комиссаром, составлял
каталоги или путеводители.
В
Барон
прекрасно владел пером - статьи об искусстве после петровского времени
печатались в “Русском архиве”, “Русской старине”. С
Летом
Едешь
по бесконечным дорогам, вдоль пахотных земель, вдоль шумящих лесов и
прихотливых змей-речек, едешь по бедным обнищавшим деревням и с ужасом и тоской
видишь разруху, страшную разруху на каждом шагу...Картин в русских усадьбах
теперь также сравнительно мало. Во-первых, пожары, съедавшие все усадьбы,
во-вторых, то странное отношение, которое было ко всему достоянию предков. На
предметы искусства в России было всегда какое-то непонятное гонение. Разрушали
все что могли и просто из любви к разрушению, свойственной русским, и по
принципу. Даже иконы, священные реликвии, вдохновенные, экстазные лики Бога и
Его святых яростно уничтожались русскими...Но то, что уцелело по странной
случайности, погибло в разрухе русской революции... В общем костре жгли
беспощадно все, что поддавалось сожжжению, рвали, резали, били, ломали, толкли
в ступе фарфор, выковыривали камни из драгоценных оправ, плавили серебро
старинных сосудов. В области разрушения у русских не было соперников..”.
Замечательное
эссе “Помещичья Россия”, по свидетельству П.Вейнера, составило основу доклада
А.Ф.Кони в Императорской Академии наук о награждении журнала золотой медалью
Пушкина.
В предвоенном
Это выразительное слово могло бы
стоять в заголовке всей истории русской культуры. В хорошем и скверном значении
его, в прихотливой ли грезе, в необоснованном чудачестве или в кровавом
злодействе, но почти всегда и неизменно самодурный дух русского человека
объясняет его поступки и его творчество. В этом сила и слабость наша, в этом наше
уродство и красота, в этом наше “кликушество”, наша близость к земле и к
небу..”
“В своеобразной форме своих очерков, -
заметил впоследствии А.Ф.Кони, - он осуществлял задачи истории, как они
намечены еще Цицероном, и являлся не только свидетелем прошлого
(testis temporum) и хранителем памяти о нем (vita memoriae), но и
вдумчивым его толкователем ( lux veritatis)..”
Среди
наследия барона Н.Врангеля - труды по истории русского и западноевропейского
искусства: “Миниатюры Императорского Эрмитажа” (1908), “Борисов-Мусатов”
(1910), “История скульптуры” (1911), “Мадонна Бенуа Леонардо да Винчи”
(1914)...
Август
14-го разрушил планы, отодвинул замыслы на будущее.“В настоящую минуту великая война, начавшаяся не по
воле людей, а являющаяся решением мировых вопросов, - писал барон Н.Врангель в
сентябрьской “Речи”, - требует иного
врачевания и иной духовной пищи, чем та, которой питалось и жило еще вчерашнее
поколение. Теперь, сегодня, и только
сегодня, нужно иное и, конечно, не воспоминаниями о прошлом суждено нести
облегчение нынешнему страданию России. Будем же скромны и признаем, что нем нам
дано спасти человеческую душу и, смиренно притаясь, не отрекаясь от своих
богов, будем верить, что любовь и братство сейчас более нужны, столь же
прекрасны, и только им нести все свое посильное старание
В октябре
“Весной 1915 года он опять приехал к
нам, - вспоминал Николай Егорович, - Ужасы войны побудили его глубже вдуматься
в мировые вопросы, во многое, на что прежде, поглощенный своими специальными
занятиями, он не обращал внимания. Кругозор его расширился, ум окончательно
созрел; он замышлял теперь большой исторический труд, затрагивающий мировые
проблемы. План уже был готов. Кончится война - он его осуществит. Полон этой
надежды, он снова уехал”.
И, наконец, “венок” князя С.
Волконского: “.. Осталась в его последних бумагах маленькая записка,
по-видимому начало какой-то книги. Озаглавлено “Лик Смерти”. В этих нескольких
строках он говорит: ”Единственная цель книги “О смерти”, - показать, как
неизъяснимо прекрасна жизнь”. Затем, параграф - “Это было в провинциальном
городе. В жаркий хмарный день”. Новый параграф - “Я видел ее”. И опять параграф
- “Она вошла так неожиданно и странно..”.
Скончался барон Н.Н.Врангель в Варшаве 15 июня
Вниманию читателей предлагается
статья «Искусство крепостных» из сборника барона Н.Н.Врангеля «Венок мертвым»,
изданной в Санкт-Петербурге в 1913 году.
Аркадий Анатольевич Мурашев
Кандидат исторических наук