Модернизация экономики,
проводимая советским правительством в 20-е – 30-е годы, носила широкомасштабный
характер. Она охватила как промышленность, так и сельское хозяйство.
Государственная политика в деревне, прежде всего, предусматривала
обобществление единоличных крестьянских хозяйств и создание коллективных
предприятий. Для этого требовались определенные материально-технические
предпосылки, позволяющие показать преимущества нового строя. Формой
государственной поддержки в становлении колхозного строя стали
машинно-тракторные станции (МТС). Первая из них была образована в
В
результате проведения сплошной коллективизации в основных зернопроизводящих
районах страны в 1929-1932 гг. было образовано свыше 200 тысяч
сельскохозяйственных артелей. Одновременно происходит быстрое расширение сети
машинно-тракторных станций: их численность увеличилась до 2446 [2, с.241].
Главная
экономическая задача правительства в отношении деревни сводилась
преимущественно к решению зерновой проблемы. После завершения коллективизации
происходит ужесточение хлебозаготовительной политики. Беспощадное изъятие хлеба
урожая
К началу
С завершением сплошной
коллективизации в аграрном секторе экономики страны стала формироваться
производственная система «колхозы – МТС». Необходимо было эту систему запустить
в работу. В большинстве колхозов складывалось удручающее положение,
отсутствовала организация земледельческого труда, а главное - люди утратили
интерес к работе. В мрачных тонах изображается положение, которое застал
политотдел Морецкой МТС Еланского района Ниже-Волжского края в колхозе
«Пятилетка»: «Сев происходил безобразно. Трудовой дисциплины не было. Только
60% колхозников выходили на работу, начинали в 10 утра. Глубина пахоты во 2-й
бригаде составила от 2 до
В СССР в
годы второй пятилетки (1933-1937 гг.) происходит в основном завершение процесса
развертывания сети машинно-тракторных станций. Удельный вес посевных площадей
колхозов, обслуживаемых машинно-тракторными станциями, достиг к концу пятилетки
в целом по Советскому Союзу 91,2%, по Российской Федерации – 90,9%, а в
зерновых районах страны – 96-98% [2, с.337].
Модернизация
отечественной промышленности требовала не только огромных материальных,
финансовых, но и трудовых ресурсов. Главным источником пополнения рабочего
класса стала деревня. Значительная часть деревенского населения в те годы
переходила в промышленность. Только за 1928-1935 гг. в города прибыло около
17,7 миллиона человек сельского населения [4, с.260]. Создание современной
промышленности - это необходимое условие развития всей экономики страны. При
таких обстоятельствах создание и развитие машинно-тракторных станций как
крупных центров механизации сельского хозяйства было закономерным процессом,
направленным на повышение производительности труда в земледелии.
Взаимоотношения
между МТС и колхозами приобретали правовое обоснование. Постановление СНК СССР
«О примерном договоре машинно-тракторных станций с колхозами»
С
Примерный
договор МТС с колхозом имел силу закона и придавал взаимоотношениям колхозов и
МТС обязательный характер. Объем тракторных работ определялся не запросами и
потребностями колхозов, а возможностями машинно-тракторного парка МТС.
Правительственная политика жесткой увязки колхозов и МТС в единую
производственную систему нашла свое выражение также и в Примерном уставе
сельхозартели
В таких
условиях принципиальное значение приобретает вопрос определения урожайности и
валового сбора сельскохозяйственных культур, ведь данные параметры служили
базовыми показателями для начисления натуроплаты за работы МТС. С
ЦГК по
определению урожайности и размеров валового сбора зерна была ликвидирована в
Чрезвычайно
пристальное внимание правительства к взиманию натуроплаты за работы МТС
объясняется тем, что уже в конце второй пятилетки она представляла собой
важнейший канал хлебозаготовок. По данным Наркомата заготовок СССР, с 1 июля
Натуроплата
колхозам работ МТС является концентрированным выражением сути взаимоотношений
государства и колхозов. Для того чтобы максимально поднять уровень натуроплаты
и принимались завышенные видовые оценки урожайности. Средний разряд урожайности
определялся для каждой области, края, республики, утверждался правительством и
получал силу закона. Нередко размеры натуроплаты устанавливались из простой
необходимости покрытия государственного дефицита в продуктах сельского
хозяйства.
К концу
1930-х годов окончательно сложилась производственная структура МТС. В
Великая
Отечественная война нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству страны,
подорвала его материально-техническую базу. Засуха
Налоговый
пресс на деревню усилился. Некомпенсированное изъятие продукции, оправданное в
военное время, стало нормой взаимоотношений государства и колхозов и в мирное
время. Такая практика привела к тому, что колхозники были лишены стимулов к
труду. В основе аграрной политики советского правительства лежали
административно-принудительные методы. Такая политика тормозила восстановление
сельского хозяйства, которое к началу 1950-х годов так и не вышло на довоенный
уровень.
После Сталина аграрная
политика государства претерпевает существенные изменения: увеличиваются
ассигнования на сельское хозяйство, повышаются заготовительные и закупочные
цены на сельскохозяйственную продукцию, происходит значительное расширение
посевных площадей за счет освоения целинных и залежных земель, увеличивается
производственное и жилищно-бытовое строительство на селе и т.д. В соответствии
с решениями сентябрьского (
Важные
перемены происходят в самих машинно-тракторных станциях. С октября
Однако,
основное содержание политики советского правительства оставались неизменными:
деревня по-прежнему рассматривалась властью с точки зрения ее донорских
возможностей, не только заготовительные, но и даже закупочные цены на основную
часть сельскохозяйственной продукции оставались значительно ниже ее
себестоимости. Указанное обстоятельство обусловливало характер взаимоотношений
МТС и колхозов. Их партнерство было неравноправным, ведь МТС являлись важнейшим
инструментом государственного управления колхозами и перекачки средств из села.
В середине
1950-х годов созрели условия для кардинального реформирования отношений
машинно-тракторных станций с колхозами, в стране появились материальные ресурсы
для того, чтобы сделать их экономически взаимовыгодными. Но для этого
потребовалась бы радикальная перестройка всей системы взаимоотношений
государства и колхозов, замена директивных методов управления – преимущественно
экономическими. Пойти на такой шаг Хрущев не мог. Вместо этого в
В новейший
период российской истории МТС (машинно-технологические станции) возникают в
условиях формирования рыночной экономики. Они стали важным фактором развития
сельского хозяйства в современной России. Без крупных высокотехнологичных
предприятий аграрный сектор экономики развиваться не сможет. Вопросы
продовольственной безопасности требуют проведения эффективной аграрной политики
правительства, финансовой и правовой поддержки сельскохозяйственного
производителя со стороны государства.
Литература
1. Данилов
В.П., Зеленин И.Е. Организованный голод. К 70-летию общекрестьянской трагедии
// Отечественная история. 2004. № 5. С.109.
2. История
советского крестьянства. Т.
3. КПСС в
резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.6. М., 1985. С.57.
4. Мошков
Ю.А. Зерновая проблема в годы коллективизации сельского хозяйства // История
советского крестьянства и колхозного строительства в СССР. М., 1963.
5.
Примерный устав сельскохозяйственной артели. Принят Вторым Всесоюзным
съездом колхозников-ударников и
утвержденный СНК СССР и ЦК ВКП(б) 17 февраля
6.
Российский государственный архив новейшей истории. Ф.2. Оп.1. Ед. хр.155. Л.52.
7. Сельское
хозяйство СССР. Ст. сб. М., 1960. С.75.
8. Собрание
постановлений и распоряжений
правительства СССР (СЗ СССР). 1933. № 9. Ст. 47.
9. СЗ СССР.
1934. № 11. Ст. 68.
10.
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927-1939.:
Документы и материалы. В 5 т. Т.3. Конец 1930-
11.
Трагедия советской деревни. Т.5. 1937-1939. Кн.1. М., 2004. С.575-578.