МТС (1928-1958 гг.): исторический опыт и уроки

 

Виктор ТОМИЛИН – кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Липецкого государственного педагогического университета

 

Модернизация экономики, проводимая советским правительством в 20-е – 30-е годы, носила широкомасштабный характер. Она охватила как промышленность, так и сельское хозяйство. Государственная политика в деревне, прежде всего, предусматривала обобществление единоличных крестьянских хозяйств и создание коллективных предприятий. Для этого требовались определенные материально-технические предпосылки, позволяющие показать преимущества нового строя. Формой государственной поддержки в становлении колхозного строя стали машинно-тракторные станции (МТС). Первая из них была образована в 1928 г. в Березовском районе Одесского округа. Массовое строительство МТС рассматривалось властью в качестве одного из основных путей переустройства индивидуальных крестьянских хозяйств.

В результате проведения сплошной коллективизации в основных зернопроизводящих районах страны в 1929-1932 гг. было образовано свыше 200 тысяч сельскохозяйственных артелей. Одновременно происходит быстрое расширение сети машинно-тракторных станций: их численность увеличилась до 2446 [2, с.241].

Главная экономическая задача правительства в отношении деревни сводилась преимущественно к решению зерновой проблемы. После завершения коллективизации происходит ужесточение хлебозаготовительной политики. Беспощадное изъятие хлеба урожая 1932 г. у колхозов и единоличников привело к массовому голоду, жертвами которого в 1932-1933 гг. стали от 7 до 8 миллионов человек [1].

К началу 1933 г. аграрный сектор советской экономики оказался в кризисном состоянии. Первостепенная задача власти заключалась в том, чтобы наладить производственную деятельность недавно образованных колхозов. В разработке правительственной политики в деревне центральное место отводилось машинно-тракторным станциям, январский (1933 г.) объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) принимает решение организовать во всех МТС и совхозах политотделы. Политотделы МТС и совхозов представляли собой органы с особым статусом и чрезвычайно широкими полномочиями. Главное внимание политотделы МТС должны были сосредоточить на выполнении двух основных задач: 1) обеспечить выполнение заготовительных планов; 2) очистить колхозы и машинно-тракторные станции от классово-враждебных и вредительских элементов. Таким образом, политическая составляющая в деятельности МТС выдвигается на первый план. Политотделы просуществовали два года, за это время по стране было создано 3368 политотделов МТС и 2021 – в совхозах [3].

С завершением сплошной коллективизации в аграрном секторе экономики страны стала формироваться производственная система «колхозы – МТС». Необходимо было эту систему запустить в работу. В большинстве колхозов складывалось удручающее положение, отсутствовала организация земледельческого труда, а главное - люди утратили интерес к работе. В мрачных тонах изображается положение, которое застал политотдел Морецкой МТС Еланского района Ниже-Волжского края в колхозе «Пятилетка»: «Сев происходил безобразно. Трудовой дисциплины не было. Только 60% колхозников выходили на работу, начинали в 10 утра. Глубина пахоты во 2-й бригаде составила от 2 до 4 см. …Контрреволюционное охвостье хозяйничало в колхозе. …Под руководством политотдела вся эта шайка была разоблачена: колхоз был очищен от враждебных элементов». Как видно, на местах у политотделов МТС было широкое поле деятельности, при этом применялись многократно испытанные карательные методы. Только политотделами МТС Ниже-Волжского в 1933 г. было «вычищено» более 20 тысяч человек [10].

В СССР в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.) происходит в основном завершение процесса развертывания сети машинно-тракторных станций. Удельный вес посевных площадей колхозов, обслуживаемых машинно-тракторными станциями, достиг к концу пятилетки в целом по Советскому Союзу 91,2%, по Российской Федерации – 90,9%, а в зерновых районах страны – 96-98% [2, с.337].

Модернизация отечественной промышленности требовала не только огромных материальных, финансовых, но и трудовых ресурсов. Главным источником пополнения рабочего класса стала деревня. Значительная часть деревенского населения в те годы переходила в промышленность. Только за 1928-1935 гг. в города прибыло около 17,7 миллиона человек сельского населения [4, с.260]. Создание современной промышленности - это необходимое условие развития всей экономики страны. При таких обстоятельствах создание и развитие машинно-тракторных станций как крупных центров механизации сельского хозяйства было закономерным процессом, направленным на повышение производительности труда в земледелии.

Взаимоотношения между МТС и колхозами приобретали правовое обоснование. Постановление СНК СССР «О примерном договоре машинно-тракторных станций с колхозами» 1933 г. определяло МТС как ведущие, организующие предприятия. МТС должны была оказывать колхозам постоянную помощь в деле организационно-хозяйственного укрепления путем агрономического обслуживания, составления производственно-финансовых планов, установления правильного севооборота, организации труда и распределении доходов, подготовки колхозных кадров и постановки учета [8].

С 1933 г. принципиально меняется система оплаты колхозами работ, производимых МТС. Прежний порядок оплаты работ МТС по твердым расценкам отменялся, теперь оплата выражалась в определенных процентах от урожая сельскохозяйственных культур. Одновременно отменялась оплата колхозами работ МТС деньгами и вводилась оплата натурой (зерном, свеклой, картофелем, льном и т.п.). Новая редакция типового договора МТС с колхозами 1934 г. устанавливала дифференцированные ставки натуроплаты в зависимости от урожайности сельскохозяйственных культур [9].

Примерный договор МТС с колхозом имел силу закона и придавал взаимоотношениям колхозов и МТС обязательный характер. Объем тракторных работ определялся не запросами и потребностями колхозов, а возможностями машинно-тракторного парка МТС. Правительственная политика жесткой увязки колхозов и МТС в единую производственную систему нашла свое выражение также и в Примерном уставе сельхозартели 1935 г. Закон предписывал сельхозартели использовать «все тракторы, двигатели, молотилки, комбайны и другие машины, предоставляемые рабоче-крестьянским правительством через МТС» [5].

В таких условиях принципиальное значение приобретает вопрос определения урожайности и валового сбора сельскохозяйственных культур, ведь данные параметры служили базовыми показателями для начисления натуроплаты за работы МТС. С 1933 г. перестраивается хлебозаготовительная политика советского государства, создается Центральная Государственная Комиссия (ЦГК) по определению урожайности. Урожайность зерновых культур определялась перед началом уборки путем срезания колосков с намеченных квадратов и их ручным обмолотом. Основной порок нового метода исчисления урожайности и валового сбора сельскохозяйственных культур состоял в том, что данные видовой (биологической) урожайности стали выдавать за фактическую (амбарную) урожайность, на основе которой начислялась натуроплата за работы МТС. На практике же потери зерна в колхозах при уборке достигали от 20 до 40% [4, с.256]. В результате натуроплата за работы МТС взималась с завышенной урожайности.

ЦГК по определению урожайности и размеров валового сбора зерна была ликвидирована в 1937 г. Эта функция передавалась Центральному управлению народно-хозяйственного учета Госплана СССР. Однако измерение видовой урожайности сохранилось вплоть до 1954 г. Правительственная деятельность по «правильному» определению урожайности и валового сбора сельскохозяйственных культур в конечном итоге преследовала одну цель: максимально поднять базовые показатели видов на урожай, служившие основой для исчисления обязательств по хлебозаготовкам и натуроплаты за работы МТС.

Чрезвычайно пристальное внимание правительства к взиманию натуроплаты за работы МТС объясняется тем, что уже в конце второй пятилетки она представляла собой важнейший канал хлебозаготовок. По данным Наркомата заготовок СССР, с 1 июля 1937 г. по 1 июля 1938 г. поступило 1724732 тысяч пудов хлеба, из них 1303668 тысяч пудов, или 76%, приходятся на обязательные поставки колхозов и натуроплату работ МТС. При этом через натуроплату колхозами работ МТС было заготовлено хлеба больше, чем по обязательным поставкам. Удельный вес натуроплаты работ МТС в объеме хлебозаготовок в конце второй пятилетки в целом по стране составил 40% [11]. Впоследствии роль натуроплаты за работы МТС в заготовках зерна еще более возрастает: в середине 50-х годов ее доля составляла 60% [6].

Натуроплата колхозам работ МТС является концентрированным выражением сути взаимоотношений государства и колхозов. Для того чтобы максимально поднять уровень натуроплаты и принимались завышенные видовые оценки урожайности. Средний разряд урожайности определялся для каждой области, края, республики, утверждался правительством и получал силу закона. Нередко размеры натуроплаты устанавливались из простой необходимости покрытия государственного дефицита в продуктах сельского хозяйства.

К концу 1930-х годов окончательно сложилась производственная структура МТС. В 1940 г. в целом по СССР действовало 7069 машинно-тракторных станций, из них 4532 – в Российской Федерации [7]. В главных земледельческих центрах страны МТС обслуживали практически все колхозы. Таким образом, в 1930-е годы произошло становление производственной системы «колхозы – МТС». При этом машинно-тракторные станции являлись базовой структурой колхозного производства. В МТС была сосредоточена основная часть машинно-тракторного парка. Они осуществляли агротехническое обслуживание и определяли уровень механизации основных земледельческих работ в колхозах. Посредством МТС были созданы необходимые материально-технические предпосылки функционирования колхозного строя. При этом МТС выступали в качестве действенного механизма перераспределения средств из деревни в город.

Великая Отечественная война нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству страны, подорвала его материально-техническую базу. Засуха 1946 г. предельно усугубила положение в сельском хозяйстве, многие районы страны в 1946-1947 гг. охватил массовый голод. Выход из кризиса советское правительство видело, прежде всего, в укреплении материально-технической базы МТС, сюда направлялась основная часть государственных средств, предназначенных селу. Для укрепления производственной дисциплины в МТС и усиления их влияния на колхозы в 1947 г. вводилась должность заместителя директора МТС по политической части, просуществовавшая до 1953 г.

Налоговый пресс на деревню усилился. Некомпенсированное изъятие продукции, оправданное в военное время, стало нормой взаимоотношений государства и колхозов и в мирное время. Такая практика привела к тому, что колхозники были лишены стимулов к труду. В основе аграрной политики советского правительства лежали административно-принудительные методы. Такая политика тормозила восстановление сельского хозяйства, которое к началу 1950-х годов так и не вышло на довоенный уровень.

После Сталина аграрная политика государства претерпевает существенные изменения: увеличиваются ассигнования на сельское хозяйство, повышаются заготовительные и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, происходит значительное расширение посевных площадей за счет освоения целинных и залежных земель, увеличивается производственное и жилищно-бытовое строительство на селе и т.д. В соответствии с решениями сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС руководство производством в колхозах целиком было возложено на МТС.

Важные перемены происходят в самих машинно-тракторных станциях. С октября 1953 г. механизаторы зачисляются в штат постоянных работников, повышается оплата их труда. В 1954-1957 гг. укрепляется материально-техническая база станций, прежде всего, это касается строительства ремонтных мастерских, гаражей, нефтебаз, административных зданий и жилья. Расширяется круг задач МТС; помимо агротехнического и зоотехнического обслуживания колхозов, в середине 1950-х годов на них возлагаются функции по заготовкам сельскохозяйственной продукции.

Однако, основное содержание политики советского правительства оставались неизменными: деревня по-прежнему рассматривалась властью с точки зрения ее донорских возможностей, не только заготовительные, но и даже закупочные цены на основную часть сельскохозяйственной продукции оставались значительно ниже ее себестоимости. Указанное обстоятельство обусловливало характер взаимоотношений МТС и колхозов. Их партнерство было неравноправным, ведь МТС являлись важнейшим инструментом государственного управления колхозами и перекачки средств из села.

В середине 1950-х годов созрели условия для кардинального реформирования отношений машинно-тракторных станций с колхозами, в стране появились материальные ресурсы для того, чтобы сделать их экономически взаимовыгодными. Но для этого потребовалась бы радикальная перестройка всей системы взаимоотношений государства и колхозов, замена директивных методов управления – преимущественно экономическими. Пойти на такой шаг Хрущев не мог. Вместо этого в 1958 г. произошла реорганизация МТС, а фактически ликвидация система «колхозы – МТС», которая почти три десятилетия являлась основой аграрного сектора советской экономики. Партийно-государственная пропаганда объясняла проведение реформы потребностью устранения противоречий между двумя хозяевами на одной земле. В действительности правительство в очередной раз переложило бремя государственных расходов на деревню, принудив колхозы выплатить огромные деньги за технику МТС. Потенциальные возможности МТС оказались нереализованными, а колхозы, опутанные непомерными долгами, были лишены возможности развития.

В новейший период российской истории МТС (машинно-технологические станции) возникают в условиях формирования рыночной экономики. Они стали важным фактором развития сельского хозяйства в современной России. Без крупных высокотехнологичных предприятий аграрный сектор экономики развиваться не сможет. Вопросы продовольственной безопасности требуют проведения эффективной аграрной политики правительства, финансовой и правовой поддержки сельскохозяйственного производителя со стороны государства.

Литература

 

1. Данилов В.П., Зеленин И.Е. Организованный голод. К 70-летию общекрестьянской трагедии // Отечественная история. 2004. № 5. С.109.

2. История советского крестьянства. Т. 2. М., 1986.

3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.6. М., 1985. С.57.

4. Мошков Ю.А. Зерновая проблема в годы коллективизации сельского хозяйства // История советского крестьянства и колхозного строительства в СССР. М., 1963.

5. Примерный устав сельскохозяйственной артели. Принят Вторым Всесоюзным съездом  колхозников-ударников  и  утвержденный СНК СССР и ЦК ВКП(б) 17 февраля 1935 г. М., 1950. С.9-11.

6. Российский государственный архив новейшей истории. Ф.2. Оп.1. Ед. хр.155. Л.52.

7. Сельское хозяйство СССР. Ст. сб. М., 1960. С.75.

8. Собрание постановлений  и распоряжений правительства СССР (СЗ СССР). 1933. № 9. Ст. 47.

9. СЗ СССР. 1934. № 11. Ст. 68.

10. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927-1939.: Документы и материалы. В 5 т. Т.3. Конец 1930-1933. М., 2001. С.685.

11. Трагедия советской деревни. Т.5. 1937-1939. Кн.1. М., 2004. С.575-578.

Hosted by uCoz