Московский
городской педагогический университет.
Экономический факультет.
Кафедра экономики и
менеджмента.
Методика выполнения,
оформления
и порядок
защиты дипломной работы
по
специальности 061100
«менеджмент
организации»
г.
Москва,
Методика утверждена на
кафедре экономики и менеджмента
Авторы:
Зав. кафедрой экономики и
менеджмента,
доктор пед. наук, канд.
экон.наук,
профессор, Левицкий М.Л.,
канд. экон. наук, профессор Шевченко Т.Н.
Рецензент:
Доктор экономических наук, профессор Калинкин Е.В.
Дипломная работа по специальности 061100 «менеджмент
организации» является составной частью учебного процесса, предусмотренной
учебным планом, выполняется на завершающем этапе обучения и представляет собой
самостоятельное теоретическое и практическое исследование экономических проблем
в данной предметной области.
В
методическом пособии рассматривается весь процесс подготовки дипломной работы
от выбора темы до её публичной защиты.
I. Основные понятия и термины, применяемые при написании дипломной работы.
Приступая к подготовке написания дипломной работы,
необходимо понять язык науки; в нём много понятий, определений, терминов. От степени владения понятийным
аппаратом науки зависит, насколько точно, грамотно и понятно дипломник может
выразить мысль, объяснить тот или иной факт, сделать практические выводы или
вступить в полемику.
Ниже
приводится терминологический аппарат, с которым придётся работать студенту в
ходе написания дипломной работы.
Актуальность темы – степень её важности
в данный момент и в данной ситуации.
Концепция исследования – система
взглядов на цели и задачи исследования и пути их решения.
Методология научного познания – учение
о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Объект исследования – процесс или
явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет исследования – аспект
рассмотрения проблемы в границах объекта исследования.
Поясним это
на примерах некоторых тем дипломных
работ.
Тема: «Формирование управленческих решений
в системе бюджетного планирования».
В качестве объекта исследования здесь служит
«система бюджетного планирования», предметом же исследования (аспект
деятельности) может быть совокупность
теоретических, методических и практических основ
принятия управленческих решений (в системе бюджетного планирования).
В
теме: «Модели формирования портфеля государственных ценных бумаг» предмет исследования: экономико-математические модели
формирования портфеля государственных ценных бумаг. Объект исследования: портфельные инвестиции в государственные
ценные бумаги.
Объект и
предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте
выделяется та часть, которая служит предметом исследования.
Теория – учение, система идей и
принципов, выступающая как форма систематического знания.
Гипотеза – научное предположение,
выдвигаемое для объяснения каких-либо процессов и явлений.
Методы исследования – инструмент
получения фактического материала.
Общие
методы научного познания обычно делятся на три группы: 1) методы эмпирического
исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); 2) методы,
используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования
(анализ и синтез, моделирование и др.); 3) методы теоретического исследования
(от абстрактного - к конкретному).
Методологические источники исследования
– труды представителей классической экономической науки, ведущих отечественных
и зарубежных экономистов.
Выводы – краткое изложение новых и
существенных результатов, составляющих теоретическое и практическое значение
проведенной исследовательской работы дипломника.
Текст
дипломной работы должен отличаться логичностью.
Законы логики требуют, чтобы в ходе изложения все понятия и суждения носили
однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределённость.
Отождествление различных понятий, категорий представляют собой одну из наиболее
распространённых логических ошибок в дипломной работе (например, подмена
понятий: аренды – лизингом, субвенций – субсидией, дохода – прибылью, облигации
– акцией, предпринимательства – бизнесом и т.д.).
Если в
дипломной работе есть подмена понятий, то это, в принципе, означает изменение
предмета исследования.
Закон
достаточного основания, как закон логики, требует, чтобы всякое суждение,
которое высказывается в дипломной работе, было обосновано, т.е. всякая мысль
должна в достаточной степени аргументироваться (доказательства обоснованности
приводимых суждений).
II. Требования к дипломной
работе.
В соответствии с учебным планом каждый студент
должен выполнить дипломную работу на одну из предложенных кафедрой экономики и
менеджмента экономического факультета МГПУ тем (смотри раздел XI).
Сроки её выполнения определены учебным планом. Общий объём дипломной работы
60-80 страниц печатного текста.
Дипломная
работа должна быть отпечатана на принтере (шрифт 14) и иметь также электронную
версию на приложенной дискете. Текст размещается на одной стороне листа (формат
А4). С левой стороны оставляются поля (ширина 30-
Первый лист дипломной работы является титульным (см.
приложение №1), затем содержание (см. раздел VI). Введение начинается с
нумерации страницы №3.
В процессе
выполнения дипломной работы студент должен решить следующие задачи:
1. Обосновать актуальность
темы, сформулировать проблему исследования.
2. Изучить основные
теоретические основания решения, проблемы, нормативные документы,
статистические материалы, справочную и научную (специальную) литературу по
избранной теме.
3. Исследовать
материально-технические и социально-экономические условия, необходимые для
достижения поставленной цели дипломной работы.
4. Эффективно использовать
современные экономико-математические методы, модели и компьютерные технологии
для решения практических экономических и управленческих задач.
5. Проанализировать
аналитические статьи в разрезе выбранной темы в периодической печати
(«Российская газета», «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», журналы:
«Вопросы экономики», «Мировая экономика» и др.).
6. По возможности изложить свою
точку зрения по наиболее дискуссионным вопросам темы.
7. Сделать выводы и
рекомендации на основе проведенного анализа.
8. Оформить дипломную работу в
соответствии с методическими требованиями.
III. Выбор темы дипломной
работы и её утверждение.
Выбор темы дипломной работы определяется научным
интересом и склонностями студента к той или иной проблеме специальности 061100
«менеджмент организации», научной специализацией кафедры экономики и
менеджмента и её профессорско-преподавательского состава, без дублирования темы
в одной группе.
При
определении темы необходимо исходить из актуальности проблемы, возможности
получения в ходе исследования практических рекомендаций. Дипломная работа может
являться логическим продолжением исследований, начатых в темах курсовых работ и
в период производственных практик, нашедших отражение соответствующих в
отчётах.
При выборе
темы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно
было её глубоко проработать. Весь ход научного исследования можно представить в
виде логической схемы:
-
обоснование актуальности выбранной темы;
-
формирование проблемы исследования;
-
постановка цели и конкретных задач;
-
определение объекта и предмета исследования;
-
выбор методов исследования;
-
описание процесса исследования;
-
анализ результатов;
-
формирование выводов.
После выбора темы и её согласования с руководителем на имя заведующего кафедрой подается заявление по форме, приведенной в приложении №3.
Необходимо помнить, что
формулировка темы дипломной работы (с указанием научного руководителя),
утверждённая приказом ректора МГПУ, изменению не подлежит.
IV. Составление рабочего плана.
Рабочий план дипломной работы – это наглядная схема предполагаемого исследования. Этот план имеет произвольную форму и состоит из вопросов, связанных внутренней логикой исследования выбранной темы. Отдельные вопросы (рубрики) плана можно размещать на отдельных карточках, что позволит в результате ряда перестановок (последовательности) найти наиболее логичную и приемлемую для данной дипломной работы схему их расположения.
План должен быть динамичным,
гибким, чтобы можно было включить в него новые вопросы, аспекты, которые
появились в процессе подготовки текста. В процессе составления плана необходимо
обдумать ответы на такие вопросы: что Вам уже известно по разрабатываемой
проблеме и что необходимо узнать?
Научный руководитель:
-
рекомендует научную литературу, справочные, статистические материалы и
др. источники по выбранной теме;
-
проводит консультации;
-
оценивает содержание дипломной работы по главам и в целом;
-
даёт отзыв и согласие на представление дипломной работы к защите.
отбор фактического материала.
I этап –
Изучение литературы по выбранной теме необходимо начинать с общих работ по ней,
чтобы получить наиболее ясное представление о проблеме.
II этап
– Изучение специальной научной литературы:
-
общее ознакомление с содержанием;
-
выборочное чтение отдельных глав, разделов и параграфов;
-
конспект (возможно, на специальные карточки) представляющих интерес в
научном познании материалов;
-
критическая оценка законспектированного материала, его редактирование и
«чистовая запись» как фрагмент текста дипломной работы.
III этап – Тщательный отбор и оценка полученной информации. Важно собирать
не любые факты, а только научные, которые характеризуются такими свойствами,
как новизна, точность, объективность, достоверность.
Достоверность
научных фактов зависит от достоверности
используемых источников. Очевидно, что официальные издания, публикуемые от имени
государственных или общественных организаций, ведомств, содержат наиболее
достоверные материалы.
VI. Структура и содержание дипломной работы.
Дипломная работа – это самостоятельное творчество студента. Однако, независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться следующей структуры:
Титульный лист (см. приложение 1)
Введение
Оглавление
Глава I. Теоретические основы
проблемы.
Глава II. Аналитическая
(практическая).
Заключение
Библиография
Приложения
VII. Требования к содержанию дипломной работы.
Введение (3-4 страницы) является важной частью дипломной
работы, в которой рассматриваются следующие вопросы:
-
обоснование теоретической и практической актуальности выбранной проблемы
исследования;
-
формулировка цели работы;
-
определение задач, решение которых необходимо для достижения
поставленной цели;
-
выбор объекта и предмета исследований;
-
даётся краткая аннотация структуры и содержания работы (…дипломная
работа состоит из введения, 2-3 глав, заключения, библиографии и приложений. В I главе
– рассматривается…, во II главе – анализируется…, в III
главе…).
Глава I. Теоретические основы
проблемы.
В первой главе дипломной
работы даётся теоретическая оценка поставленной проблемы. На основании
исторического экскурса по возможности оценивается степень изученности
исследуемой проблемы, высказывается собственная точка зрения по дискуссионным
(по – разному освещаемых в научной литературе) вопросам.
В этой главе необходимо
сделать обзор экономической литературы по проблеме, найти сходство и различие
точек зрения разных авторов, обосновать свою позицию по данному вопросу.
Глава II. Аналитическая
(практическая).
В этой главе дипломной работы обосновывается методика сбора, обработки и анализа первичной информации, и на основе её анализа поставленная проблема исследуется на эмпирическом уровне.
Материалами
для анализа могут быть: статистическая отчётность, отчёты по производственным
практикам, курсовые работы.
Статистические
и информационные материалы собираются,
как правило, за последние 4-5 лет.
Содержание
этой главы должно показать умение дипломника работать с эмпирическим
материалом, сжато и аргументировано формулировать результаты исследований.
Глава III. Практическая, рекомендательная.
Опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются рекомендации по решению поставленной в дипломной работе проблемы. Например, в дипломной работе на тему «Концептуальные аспекты инвестиционной политики в России» автор на основании проведенного анализа, обработки статистического материала, определённого прогнозирования может дать следующие рекомендации: «Выход из кризиса и переход к оживлению экономики в России опираются на расширение спроса на товары и услуги, на "инвестиционно-инновационный бум». Поэтому предстоит повысить долю сектора личного потребления и инвестиционно-инновационного сектора за счёт сокращения доли топливно-сырьевого производства, сферы обращения и управления».
При подготовке этой главы дипломники должны учитывать следующие принципы: системного подхода, т.е. учёта всех или большинства взаимообусловленных задач управления объектом; принципа динамичности, предполагающего регулярную корректировку текста дипломной работы с учётом актуальных изменений нормативно-правовой базы и социально-экономических условий. Правовое обеспечение: исследование любой выбранной темы дипломной работы предусматривает использование законодательной правовой базы, нормативно-правовых материалов и отражение в библиографии.
В темах дипломных работ, посвящённых проблемам «Управления персоналом» таких как: «Набор, отбор и найм персонала в фирме», «Рынок труда и влияние рекрутских агентств на экономику России» правовые вопросы представлены трудовыми договорами (контрактами) работников фирм, правовыми вопросами повышения квалификации менеджеров.
По темам «Организация рекламной деятельности в фирме», «Реклама: социальный аспект» правовые вопросы представлены правовыми основами рекламной деятельности.
Приведенные примеры правового обеспечения отдельных тем дипломных работ в равной степени относятся и к другим темам по специальности «менеджмент организации». Это требует знания и использования в текстах таких документов как: «Арбитражно- процессуальный кодекс РФ», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Конституция РФ», ФЗ «О защите прав потребителей», «Кодекс об административных правонарушениях», «Уголовный кодекс», «Налоговый кодекс» и др.
Заключение.
Эта часть дипломной работы – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и результатов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.
В заключении формулируются общие выводы по каждой главе дипломной работы, оценивается решение поставленных задач и возможность их реализации на практике. Приводятся рекомендации по направлениям дальнейшего исследования выбранной темы.
Таким образом,
заключительная часть дипломной работы представляет собой не просто перечень
полученных результатов проведенного теоретического и практического
исследования, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что
внесено дипломником в изучение и решение поставленной проблемы.
VIII. Рубрикация текста дипломной работы.
Рубрикация текста диплома представляет собой его деление на составные части, графическое отделение одной части от другой, использование заголовков, нумерации и т.д.
Абзац
– это простейшая рубрика, которая наиболее используется в работе: отступ вправо
в начале первой строки часто каждой части текста. Это композиционный приём,
используемый дипломником для объединения ряда предложений, имеющих общий
предмет изложения. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу,
облегчает восприятие написанного.
Заголовки глав, параграфов
должны точно отражать содержание относящегося к ним текста дипломной работы.
Практические советы дипломнику. Не включайте в заголовок:
-
слова, повторяющие название дипломной работы;
-
слова, являющиеся терминами узкоспециального характера;
-
сокращённые слова и аббревиатуры, математические, экономические
формулы.
Рубрикация сочетается с нумерацией – числовым (буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей.
Приведём
примеры возможных систем нумерации:
-
использование римских и арабских цифр, прописных и строчных букв;
-
использование только арабских цифр.
При использовании знаков разных типов система цифрового и буквенного обозначения строится по нисходящей:
А… Б… В… Г…
I… II… III… IV…
1… 2… 3… 4…
а)… б)… в)…
г)…
Общепринято
обозначение глав дипломной работы – римскими цифрами (глава I),
параграфов – арабскими цифрами (§1).
IX. Язык и стиль дипломной работы.
Языко-стилистическая культура дипломной работы отражает не только научный уровень, но позволяет также судить об общей культуре её автора.
Научное
изложение проблемы состоит в основном из рассуждений, целью которых является
доказательство положений, выявленных автором дипломной работы в результате
исследования.
Стиль
письменной научной речи – безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведётся
от третьего лица, так как главное – это содержание и логическая
последовательность сообщения, а не субъект. Авторское «я» отступает на второй
план. Выражение «мы» (например: «…в теме дипломной работы «Набор, отбор и найм
персонала в фирме» мы делаем акцент как на эффективность государственных и
частных служб по профилю, так и на процедуры, методы отбора и оценки
кандидатов…») позволяет выразить своё мнение как мнение определённой группы
людей – самого автора и научного руководителя диплома, лидера научной школы,
научного направления.
Являясь фактом
научной письменной речи местоимение «мы» обусловило появление ряда новых
значений: «по нашему мнению», «нам представляется». Иногда вместо «мы» форма
изложения идёт от третьего лица (…Автор полагает, что данная тема недостаточно
исследована в теоретическом и практическом планах и предполагает моделирование
реальных кадровых процессов).
Несомненными
качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность,
краткость. Краткость означает умение избегать ненужных повторов, излишней
детализации, словесного «мусора».
Приведём примеры некоторых лексических средств. Если Вы в
дипломной работе делаете ссылку на предыдущее или последующее высказывание, то
следует употребить слова: сказано, показано, упомянуто, отмечено, установлено,
получено, найдено или:
говорилось
как указывалось выше
отмечалось
подчёркивалось
Если Вы
вводите в текст дипломной работы новую информацию, то наиболее удачным является
использование следующих выражений:
-
остановимся наиболее подробно…
-
рассмотрим новые данные…
-
приведём несколько примеров…
-
основные преимущества этого метода…
-
несколько замечаний…
-
несколько слов о перспективах
исследования…
-
как показывают новые данные…
X. Использование и оформление
цитат, ссылок,
приложений.
Для подтверждения
собственных мыслей ссылкой на первоисточник или для полемики и критического
анализанаучных суждений следует использовать цитаты.
Если Вы используете в тексте
дипломной работы цитаты, то каждая должна сопровождаться ссылкой на источник
цитирования и требует точного воспроизведения.
Рекомендуем следующие технико-орфографические
правила оформления цитат:
-
текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической
форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского
написания;
-
если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то
она начинается с прописной буквы.
По ходу изложения своих мыслей возникает необходимость делать ссылки на примеры, иллюстрации, схемы, статистические данные, формулы, факты других авторов.
При ссылке в тексте на литературу указывается ее порядковый номер из списка библиографии. Например, если Налоговый кодекс в библиографии идет под номером 59, а используемая стр. 9, то необходимо написать 59 [9].
Ссылки
нумеруют в последовательном порядке ( а)…,
б)…, в)… 1)…, 2)…, 3)…) в пределах каждой страницы. На другой странице
нумерацию ссылок начинают сначала.
Приложение – это часть основного текста, которая является
необходимой для наиболее полного освещения темы. Приложения могут быть
представлены таблицами, графиками, схемами, и другими документами, в том числе
разработанными автором.
Каждое приложение (новое по содержанию) начинается с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и должно иметь заголовок. Приложения нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация сквозная и продолжает общую нумерацию страниц основного текста. В тексте дипломной работы связь текста с приложениями осуществляется через ссылки со словами (смотри приложение 1…, 2…, 3).
Иллюстративно-графический материал
Все схемы,
графики, диаграммы, таблицы и т.п. помещаются как в тексте дипломной работы,
так и в специальном приложении, они имеют нумерацию и название.
Типовые
иллюстративно-графические материалы содержат:
- диаграммы,
графики и таблицы, характеризующие динамику технико-экономических показателей,
или результаты анализа хозяйственной деятельности объекта исследования, или
результатов использования его отдельных подсистем
-
аналитические и классификационные таблицы;
-
функциональные матрицы управления;
- схемы
производственных, функциональных и информационных связей и структур управления;
-
организационно-экономические модели;
- графики;
- алгоритмы
решения;
- результаты
расчета экономической эффективности деятельности предприятия (фирмы).
XI. Оформление библиографии.
Библиография – это источники, которые были использованы в тексте дипломной работы. Библиографический список помещается после заключения.
В дипломной работе используются следующие способы построения библиографии: по алфавиту фамилий авторов, по тематике, по видам издания, по спискам смешанного построения.
Пример составления библиографии:
- сборники документов;
- научная литература одного, двух, трёх и более авторов;
- сборник одного автора (составитель…);
- сборники с коллективом авторов;
- материалы конференций, симпозиумов, совещаний;
- статьи из газет, журналов;
- энциклопедии, словари, справочные издания.
XII. Организация защиты дипломной работы.
К защите дипломных работ допускаются студенты,
выполнившие все требования учебного плана. К защите не допускаются студенты:
представившие дипломную работу, не отвечающую заданию и предъявляемым
требованиям, не сдавшие дипломную работу в срок.
Дипломник, получив положительный отзыв на дипломную работу от научного руководителя и заключение заведующего кафедрой о допуске к защите, готовит доклад (10-15 мин) в котором кратко и ясно должен изложить цели и задачи своего исследования, методы, исследования, результаты расчетов, выводы.
Защита
происходит публично, и носит характер научной дискуссии. Дипломник должен не
только написать квалификационную работу, но и уметь защитить её. Успешная
защита основана на хорошо подготовленном докладе.
Защита
дипломной работы проводится на заседании Государственной аттестационной
комиссии (ГАК). В состав комиссии входят высококвалифицированные преподаватели,
специалисты. Председателем ГАК является
специалист по специальности 061100 «менеджмент организации», который
приглашается из сторонней организации и утверждается Министерством образования
и науки РФ. Состав комиссии утверждается приказом ректора МГПУ. На защите могут
присутствовать научные руководители, студенты и другие заинтересованные лица.
За месяц до
начала защиты дипломной работы студент-дипломник представляет в ГАК следующие
документы:
-
отзыв научного руководителя (приложение №2);
-
рецензию на дипломную работу (приложении №4);
-
2 экземпляра переплетённого текста дипломной работы (или 1 экземпляр +
дискета) с допуском заведующего кафедрой к защите. Кроме того, к работе может
быть приложена Справка о результатах внедрения решений, разработанных автором
диплома (приложение №5)
В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», которые объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке предусмотренного процедурой защиты протокола.
Чтобы не
оказывать на членов комиссии психологического воздействия, научный руководитель
в своём отзыве на дипломную работу использует оценку «удовлетворительно» (т.е.
положительно) или «неудовлетворительно».
XIII.
Порядок защиты.
1. Председатель ГАК объявляет о защите дипломной работы, указывая её название, фамилию, имя и отчество автора, докладывает о наличии необходимых документов в деле.
2. Выступление научного
руководителя.
3. Выступление дипломника:
3.а) члены ГАК задают
вопросы;
3.б) студент-дипломник
отвечает на вопросы.
Несколько советов: как готовить доклад и выступать на защите.
Доклад должен быть кратким,
содержательным и точным, содержать выводы и предложения; формулировки должны
быть обоснованными.
В докладе дипломника по
специальности 061100 «менеджмент организации» должны быть отражены следующие
аспекты исследования:
1) актуальность проблемы;
2) предмет исследования;
3) объект исследования;
4) цель работы;
5) задачи;
6) методы исследования;
7) полученные результаты;
8) рекомендации по их
использованию;
9) область практического
применения результатов.
Поскольку не только содержание текста доклада, но и характер его прочтения (или лучший вариант пересказа) и уверенность ответов на вопросы в значительной мере определяют оценку дипломной работы, то порекомендуем некоторые правила публичного выступления.
Впечатление от речи зависит
от её темпа, громкости, интонации. Если выступающий говорит торопливо, невнятно
(проглатывая окончания слов), то качество выступления резко снижается.
Несколько советов, помогающих дипломнику читать (пересказывать) написанный текст выступления:
- все цифры лучше записывать прописью, чтобы не считать нули и избежать неправильного употребления склонений;
-
подчёркивать выделяемые ключевые слова;
-
оставлять поля при печатании на компьютере, чтобы можно было дополнить
свою речь (замечания, поправки, новое суждение, новые факты и т.д.);
-
чаще использовать существительные, избегая местоимений;
-
употреблять простые, понятные слова, словосочетания и простые
утвердительные предложения;
-
не перегружать текст сложно подчинёнными предложениями.
Следует учесть и такой вопрос, как выбор одежды. Известная элегантность, аккуратность, подтянутость в одежде способствуют благоприятному впечатлению и расположению к дипломнику со стороны членов ГАК и всех присутствующих.
После
выступления дипломника в устной форме члены комиссии могут задавать любые
вопросы по проблемам, затронутым в дипломной работе.
Отвечая на
вопросы, нужно затрагивать только сущность. Студенту необходимо проявлять
скромность и тактичность в оценке своих научных результатов. Прежде чем
отвечать на вопрос, необходимо его внимательно выслушать и записать, чтобы
ответ был точным и по существу. Чёткий, лаконичный и аргументированный ответ на
предыдущий вопрос может исключить последующий.
После заданных
вопросов по желанию дипломника ему может быть предоставлено заключительное
слово, после которого основная часть процедуры защиты дипломной работы
закончена.
На закрытом
заседании членов Государственной аттестационной комиссии подводятся итоги
защиты и принимается решение об её оценке. Решение принимается простым
большинством голосов членов комиссии. При равном количестве голосов голос
председателя является решающим.
Затем
председатель комиссии объявляет всем присутствующим оценки. Процедура защиты
считается завершенной. При положительной защите принимается решение о
присвоении квалификации и выдаче диплома.
по специальности 061100
«менеджмент организации».
I.
Управление персоналом и кадровая политика.
1.
Основы формирования кадровой политики организации.
2.
Организация оплаты труда работников бюджетной
сферы.
3.
Набор, отбор и найм персонала в фирме
4.
Разработка системы управления персоналом на
предприятии.
5.
Женщина-менеджер: социально-экономические и
психологические проблемы.
6.
Традиционные и инновационные методы кадрового
планирования.
7.
Формирование кадровых служб в условиях
рыночных отношений.
8.
Особенности управления персоналом кризисного
предприятия.
9.
Управление трудовым коллективом и организация
управленческого труда в образовании.
10.
Особенности персонал – менеджмента в
организации.
11.
Управление деловой карьерой в организации.
12.
Управление адаптацией персонала в организации.
13.
Мотивация поведения личности и групп в организации.
14.
Стиль руководства как фактор успеха в
управлении организацией.
15.
Управление отбором и повышением квалификации
персонала.
16.
Система оценки управленческого персонала.
17.
Особенности мотивации труда работников
бюджетной организации.
18.
Управление персоналом как функция
менеджмента.
19.
Менеджер в системе управления организацией.
20.
Управление персоналом как объект
стратегического управления.
21.
Управление персоналом и функции кадровой
службы организации.
22.
Сравнительный анализ систем и форм оплаты
труда в бюджетных и коммерческих организациях.
II. Управленческие решения и
управление рисками.
1.
Пути повышения эффективности и качества
управленческих решений.
2.
Управление рисками на предприятии.
3.
Анализ методов управления рисками инвестиционных
проектов (на примере предприятия, отрасли).
4.
Разработка управленческих решений в
организации: теория и практика.
5.
Организация риск – менеджмента (в аспекте
страхования).
6.
Методика принятия управленческих решений (на
примере…)
7.
Риск как объект управления предприятием.
8.
Управление рисками хозяйственной деятельности
организации.
9.
Информационные технологии в процессе
управленческих решений.
10.
Антикризисное управление предприятием.
III. Общие вопросы
менеджмента.
1.
Организация и разработка «бизнес-плана» на
предприятии.
2.
Эволюция развития менеджмента как системы
управления предприятием.
3.
Система организации управленческого труда в
фирме.
4.
Менеджмент и самоменеджмент в системе
рыночных отношений.
5.
Управление инновационными процессами на
фирме.
6.
Особенности развития научной организации
управленческого труда за рубежом.
7.
Проектирование организационной структуры
предприятия.
8.
Управление внешнеэкономической деятельностью
организации.
9.
Организация и управление страховой компанией.
10.
Страхование внешнеэкономической деятельностью
организации.
11.
Принципы формирования структуры управления
организацией.
12.
Организационная культура в системе управления
предприятием.
13.
Особенности становления и развития
российского менеджмента.
14.
Система коммуникаций и информационное
обеспечение менеджмента.
15.
Управление как сфера деятельности.
16.
Бизнес планирование в системе управления
предприятием (фирмой).
17.
Сравнительный анализ систем управления
коммерческими организациями различных организационно-правовых форм.
18.
Анализ систем принятия решений в организации.
19.
Инвестиционный менеджмент предприятий:
проблемы и пути привлечения инвестиций.
20.
Проблемы менеджмента малого предприятия.
21.
Роль ценообразования в продвижении товаров на рынок.
22.
Особенности становления и развития малого
бизнеса в России.
23.
Особенности управления венчурным бизнесом в
России.
24.
Система управления качеством в организации.
25.
Государственное регулирование малого бизнеса
в РФ.
26.
Организация инвестиционной деятельности
фирмы.
IV. Управление маркетингом.
1.
Организация рекламной деятельности фирмы.
2.
Создание и развитие маркетинговой службы на
предприятии.
3.
Маркетинговое исследование рынка
образовательных услуг.
4.
Маркетинговый анализ в деятельности коммерческой фирмы.
5.
Особенности управления маркетинговой
деятельностью.
6.
Влияние конкуренции на маркетинговую
стратегию фирмы.
7.
Ценовая политика в системе маркетинга.
8.
Особенности маркетинговых исследований в
страховании.
9.
Роль
информации в деятельности маркетинговой службы организации.
10.
Роль маркетинга в развитии
предпринимательства в России.
11.
Проблемы маркетинга внешнеэкономической
деятельности предприятия.
12.
Интернет – торговля как форма маркетинговой
деятельности.
13.
Стратегия маркетинг – микс оптового
предприятия.
14.
Маркетинговый анализ товарного рынка.
15.
Маркетинг на рынке страховых услуг.
16.
Управление ценовой политикой фирмы.
V. Государственное
управление финансами и финансовый
менеджмент.
1. Особенности
становления и развития финансового менеджмента в образовании.
2. Организация
финансового менеджмента на предприятии.
3. Особенности
налогообложения в сфере образования.
4. Опыт
и методы привлечения внебюджетных средств образовательными учреждениями (на
примере ОУ)
5. Анализ
хозяйственной деятельности (как инструмент управления предприятием).
6. Особенности
стратегии и тактики управления финансами.
7. Инновационная
деятельность как объект инвестирования.
8. Особенности
управления финансами в акционерном обществе.
9. Управленческие
аспекты финансовой деятельности организации.
10. Управление
финансами страховой компании.
11. Страхование
инвестиционных проектов.
12. Финансовый
анализ в системе управления предприятием.
13. Финансовый механизм управления предприятием.
14. Государственное
регулирование денежно- кредитной сферой
в России.
15. Государственный
финансовый контроль как инструмент управления экономикой.
16. Управление денежными потоками предприятия.
17. Диагностика
финансового состояния предприятия в антикризисном управлении.
VI.
Банковский
менеджмент.
1. Управление
валютными операциями коммерческих банков РФ.
2. Финансовые
инструменты как метод страхования валютных рисков.
3. Особенности
кадрового менеджмента в банковской сфере.
4. Управление
и организация кредитной и инвестиционной деятельностью коммерческого банка.
5. Проблемы
стратегического управления и планирования в банковской деятельности.
6. Система
управления рисками в банковском деле.
7. Методы
комплексного управления активами и пассивами банка.
8. Совершенствование
кадрового обеспечения банковской деятельностью.
9. Проблемы
развития коммерческого кредита в РФ.
10. Развитие
ипотечного кредитования как фактора роста инвестиционной активности.
11. Проблемы
развития и регулирования трастовых операций коммерческих банков.
12. Управление портфельными инвестициями
коммерческих банков.
13. Проблемы
развития и оптимизация комиссионных операций банков.
14. Развитие
банковских операций и проблемы совершенствования организационной структуры
коммерческих банков.
15. Формы
организационного построения банков: сравнительный анализ.
16. Внутренний
контроль как фактор управления банком.
17. Информационно-
аналитическое обеспечение управления банком.
18. Маркетинг
в деятельности коммерческого банка.
19. Инвестиционная
деятельность российских банков на рынке ценных бумаг.
20. Антикризисное
управление в банковской сфере.
21. Менеджмент
в деятельности коммерческого банка.
VII.
Менеджмент финансового рынка.
1.
Становление и развитие страхового дела в
России.
2.
Становление и развитие ипотеки в России.
3.
Налоги как инструмент бюджетного
регулирования.
4.
Роль налогов в формировании финансов
государства.
5.
Механизмы и методы хеджирования сделок
(контрактов) на мировом рынке.
6.
Проблемы развития и совершенствования
рынка государственных ценных бумаг.
7.
Современные проблемы кредитных отношений.
8.
Государственное регулирование банковской
системы.
9.
Государственное управление финансами.
10.
Управление финансами регионов.
11.
Особенности управления в страховых компаниях.
VIII.
Управление в сфере информационных технологий.
1.
Информационное обеспечение деятельности
менеджера.
2.
Информационные технологии управления:
организационный аспект.
3.
Информационное обеспечение управления
бизнесом.
4.
Проблемы развития информационных технологий в
банковском деле.
5.
Информационное обеспечение управления малым бизнесом.
6.
Система коммуникаций и информационного
обеспечения менеджмента.
IX.
Зарубежный опыт управления.
1.
Зарубежный опыт кадрового менеджмента на примере Японии (Франции, США, Германии…)
2.
Мировая практика налогообложения предприятий
(на примере отдельных стран)
3.
Особенности японского менеджмента
4.
Особенности американского менеджмента.
5.
Обобщение опыта в развитие научной
организации управленческого труда в России.
6.
Зарубежный опыт малого предпринимательства.
7.
Организационные формы инновационной
деятельности (зарубежный опыт)
8.
Формирование профессиональной мотивации
персонала на примере Японии, Франции,
США, Германии…
9.
Организация
и практика аудиторской деятельности за рубежом.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Московский
городской педагогический университет
Экономический
факультет
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
Специальность 061100
Менеджмент организации
Студент
(подпись)
Руководитель
дипломной работы
(подпись)
Допустить к защите
Заведующий
кафедрой
профессор, академик РАО
(подпись)
«____» ______________ 200 г.
Москва 200_
На дипломную работу студента(ки)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
(фамилия, имя отчество)
выполненную
на тему:_______________________________________
___________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Актуальность
дипломной работы______________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Научная
новизна дипломной работы ___________________________
___________________________________________________________
Оценка содержания дипломной работы
_________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Положительные
стороны_________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
4. Замечания к дипломной работе
___________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
5. Рекомендации по внедрению
дипломной работы ____________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
6. Рекомендуемая оценка
дипломной работы _________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
НАУЧНЫЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ__________
_____________________
(подпись) (фамилия,
имя, отчество)
________________________________________________
(учёная степень, звание,
должность, место работы)
(дата выдачи)
Заведующему кафедрой ______________
___________________________________
___________________________________
от студента экономического факультета
специальности 061100
___________________________________
З А Я В Л Е Н
И Е
Прошу Вас разрешить мне выполнить дипломную работу на тему:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель дипломного проектирования
(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание)
(занимаемая должность)
«___» ____________200 г.
(подпись студента)
Согласовано «___» __________ 200 г.
(подпись
руководителя дипломной работы)
Р Е Ц Е Н З И Я
на дипломную работу студента
(ки)
экономического факультета
Московского городского педагогического университета
(фамилия, имя, отчество)
выполненную
на тему:_______________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.
Актуальность, новизна _____________________________________
___________________________________________________________
2. Оценка содержания дипломной работы ______________________
___________________________________________________________
3.
Отличительные положительные стороны дипломной работы ____
___________________________________________________________
4.
Практическое значение дипломной работы и рекомендации по внедрению в процесс
управления организацией __________________
___________________________________________________________
5.
Недостатки и замечания по дипломной работе _________________
___________________________________________________________
6.
Рекомендуемая оценка выполненной дипломной работы ________
___________________________________________________________
РЕЦЕНЗЕНТ
___________________________________________________________
(уч. степень, звание,
должность, место работы)
(фамилия, имя, отчество)
Приложение 5
С П Р А В К А
о результатах внедрения решений,
разработанных в дипломной работе студентом
Московского
городского педагогического университета
(фамилия, имя, отчество)
В процессе работы над дипломной работой по теме: ______________
___________________________________________________________
студент
___________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
принял
непосредственное участие в разработке __________________
___________________________________________________________
(перечень разработанных
вопросов)
Полученные им результаты нашли отражение в методических разработках, в докладных и аналитических записках _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(находятся в стадии
внедрения или включены в инструктивные материалы)
Подпись руководителя
организации или подразделения
Печать
Организации
Т